ВАШИНГТОН, 3 ноя - РИА Новости, Светлана Бабаева. Завтра Америка проголосует и, вероятнее всего, завтра же к ночи мир узнает имя нового президента США.
Последнюю неделю особенно чувствовалось, как стремительно нарастает предвыборный накал. Понятно, что чувствовался он не в «Старбаксе» и не на улицах, где в пятницу вечером костюмированный народ в остроконечных шляпах и масках радостно отмечал Хэллоуин. Впрочем, и там тоже – среди пиратов, охотников за приведениями, троллей и скелетов попалась парочка «Обам» и один «Буш». Ни одного, надо сказать, МакКейна, ни одной Сары Пэйлин…
Последние дни любой кампании – решающие. Но на этом, пожалуй, отличия современных российских выборов от американских и заканчиваются. Вот несколько черт нынешней американской кампании, которые вряд ли могут быть понятны российскому избирателю.
1. За два дня до выборов по-прежнему неизвестно, кто победит. Есть 6-7 ключевых штатов, про которые нельзя сказать, что они устойчиво демократические или твердо республиканские. Один из них определит судьбу выборов. Больше того, судьбу выборов может решить один район одного штата.
По предпочтениям страна разделена примерно 50 на 50, однако есть несколько штатов, чьи симпатии варьируются. Так, Нью-Гэмпшир в 2000 году проголосовал за Буша, а в 2004-м - уже за Керри. Айова и Нью-Мексико в 2000 году голосовали за Гора, в 2004-м – за Буша.
Однако дальше - сложнее. Есть ключевые штаты, которые дают сразу много выборщиков. Как Калифорния, которая принесет сразу 53 голоса. Но с Калифорнией все давно ясно – она устойчиво демократическая. Вообще, в последние годы и восточное, и западное побережья перед выборами стабильно «синеют» (см. карту), то есть отдают голоса демократам. Республиканцы вызывают симпатию у так называемых «горных» штатов - Колорадо, Айдахо, Невада и южных – тех, что ниже Потомака. Это Виргиния, обе Каролины, Джорджия и т.д.
Но как минимум три штата на этих выборах могут проголосовать не так, как прежде. «Непонятно, как выиграет МакКейн, если он потеряет хотя бы один из штатов, -- Виргинию, Флориду или Огайо», -- таково мнение политолога American Enterprise Institute Джона Фортиера. Помимо этих трех штатов, есть другие, которые могут принести решающие голоса. Это Пенсильвания, тот же Нью-Гэмпшир. У Обамы свои «рубиконы». Так, к ним относят Колорадо.
2. В Америке не существует единой системы не только наблюдения за выборами, но даже и самой системы голосования. Как говорит Джон Фортиер, «у нас проходит 50 разных голосований по штатам и одно в федеральном округе Колумбия. Просто они все проходят в одно время». На этом единство заканчивается. Не просто каждый штат имеет свое избирательное законодательство, правила могут различаться даже от графства к графству. Где-то люди получают бумажные бюллетени и ставят галочки (палочки, кружочки), где-то установлена считывающая машина, где-то электронное устройство наподобие банкомата. В штате Орегон и вовсе нет избирательных участков – бюллетени высылаются почтой на адрес зарегистрировавшегося избирателя (внимание – не зарегистрированного кем-то, а зарегистрировавшегося собственноручно за несколько недель до выборов) и также почтой отправляются назад. Как говорят на это жители Орегона, «место для голосования – стол на кухне». Полное отсутствие унифицированных правил особенно шокирует некоторых иностранных наблюдателей, но американцев в целом устраивает. Тем более если большинство сочтет-таки процедуру неэффективной, ее всегда можно поменять.
Что периодически и происходит. К примеру, 6 лет назад некоторые штаты перешли на «машинное» голосование, но ныне вернулись к «бумажному», в частности, Флорида и некоторые участки в Виргинии и Мэриленде.
3. Единого подведения итогов в «Центризбиркоме» тоже не существует. Выборщики каждого штата подводят свои итоги, они даже вместе в Вашингтоне не собираются. 15 декабря в столице каждого штата пройдет свое заседание, после чего результаты по выигравшему кандидату и его вице-президенту будут направлены в Конгресс. В первых числах января Конгресс официально объявит имя нового президента.
4. Не существует и единой процедуры досрочного голосования. Где-то можно прийти на участок за две недели, где-то - отправить письмо. Больше того, устойчиво растет доля голосующих досрочно – свыше 20% на прошлых выборах. Нынешние же выборы, по данным Brookings Institution, и вовсе бьют все рекорды по числу уже проголосовавших. Так удобнее – голосование в Штатах проходит в обычный рабочий день, кто-то не может отлучиться раньше (участки закрываются в 7-8 часов вечера, а где-то и в шесть), кто-то не хочет стоять в очереди. Например, в Виргинии некоторые снова прогнозируют длинные очереди, впрочем, говорят очевидцы, люди обычно не очень переживают по этому поводу, а вполне дружелюбно общаются.
5. Предметом тщательного анализа наблюдателей на этих выборах стали не только новые настроения в «традиционных» штатах, но и взносы в фонды кандидатов. В частности, эксперты отметили, что на этих выборах в фонд Обамы от частных лиц пришло огромное число пожертвований размером до 200 долларов и до 1000 долларов. Любопытны здесь две вещи. Первая – что все это не только публично фиксируется, но и становится предметом анализа сторонних экспертов, а не только казначеев партии. Второе – казначеи здесь зачастую вообще не причем: это не партийные взносы, это добровольные пожертвования граждан Соединенных Штатов (или обладателей «грин-кард»), симпатизирующих той или иной партии или кандидату.
Соответственно, большие сборы позволяют сделать лучшие «инвестиции». Например, расширить сеть низовых организаций и попробовать закрепиться в тех штатах, где позиции партии слабее, чем хотелось бы. Недаром демократический Конвент проходил в этот раз в Колорадо, традиционно республиканском штате. Теперь «синие» выставили «флажок» и, больше того, надеются там победить.
6. Что касается членов партий, то, по большому счету, их твердую численность никто толком и не знает. Основной ресурс – разветвленная система групп поддержки и активистов. Это тоже – предмет частых насмешек ряда зарубежных комментаторов. Дескать, как же так, вот когда миллион с партбилетами – это партия, а так, скорее, какие-то конъюнктурные группы на время выборов. Стоит напомнить, что одна партия в Америке насчитывает уже два века, а другая полтора. Как-то, следовательно, обходятся без постоянных членов. Мощь партии не всегда измеряется числом партбилетов.
Голосуйте по почте или нажмите кнопку
Некоторые особенности избирательной кампании в США
© Иллюстрация РИА НовостиНекоторые особенности избирательной кампании в США
© Иллюстрация РИА Новости
Читать ria.ru в
Завтра Америка проголосует и, вероятнее всего, завтра же к ночи мир узнает имя нового президента США. Последние дни любой кампании – решающие. Но на этом, пожалуй, отличия современных российских выборов от американских и заканчиваются. Вот несколько черт нынешней американской кампании, которые вряд ли могут быть понятны российскому избирателю.