Не стало легендарного художника- карикатуриста Бориса Ефимова. Он скончался на 109-м году жизни в ночь на среду в Москве.
Буквально на днях Борис Ефивович отмечал свой день рождения, однако на праздник, организованный издательством "Известия" в его честь, приехать не смог по состоянию здоровья.
Несмотря на почтенный возраст, Борис Ефимович продолжал работать, правда, на писательском поприще. В книге воспоминаний "О временах и людях" художник-ровесник 20-го века рассказал о политических деятелях, актерах, писателях и своих коллегах, разделивших с ним авторство уникального феномена в мировой культуре – "положительной сатиры".
Художник, чьи рисунки стали летописью сразу нескольких эпох, родился 28 сентября 1900-го года в Киеве. Рисовать начал с самого раннего детства. Позднее совместно с братом публицистом Михаилом Кольцовым создал рукописный школьный журнал.
Первая карикатура Ефимова, нарисованная на председателя Государственной Думы того времени Михаила Родзянко, появилась еще в 1916 году. Три года спустя, в военной газете "Красная Армия" были опубликованы рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".
В 1922 году работы Ефимова печатались уже на страницах таких известных газет, как "Крокодил", "Правда", "Известия", "Огонек". Публикации карикатуриста, чей брат был объявлен "врагом народа" не раз запрещали, однако по личному указанию вождя всех народов возвращали на полосы.
Ефимов рисовал Троцкого, Бухарина, Маяковского, Ильфа и Петрова, с которыми был лично знаком. "Снайпер политической карикатуры" признавался, что по силе его политические рисунки были "как приговор". Ему даже было жаль Троцкого, который подписал в печать его первый альбом. Однако, по словам художника, он "не имел права жертвовать своей семьей".
Героями работ Ефимова также были западные политики - Чемберлен, Гитлер, Муссолини, Черчилль, Трумэн, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки. Некоторые работы вызывали у изображенных на них персонажей такую гневную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.
За изображение Гитлера, ставшее оружием советской сатиры, Гестапо внесло имя Ефимова в список тех, кого после взятия Москвы было предписано "найти и повесить".
Уже на шестой день после нападения Германии на СССР Ефимов и его коллеги создали мастерскую "Окна ТАСС". В годы войны работы карикатуриста публиковались на страницах "Фронтовой иллюстрации", "Красной звезды". Красноармейцы вырезали их из газет и бережно хранили.
В послевоенное время Ефимов продолжал активно работать в самых разных жанрах. С 1965 года и на протяжении почти 30 лет возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат".
На счету маэстро изобразительной сатиры десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций и шаржей. Борис Ефимов - трижды лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств.
В последние годы Борис Ефимович предпочитал рисовать дружеские шаржи. По его словам, карикатура потеряла свою остроту, стала в основном юмористической, а не сатирической. "Сегодня карикатура превратилась в подсобный газетный материал, который ни у кого не вызывает никаких особых эмоций, мыслей, раздумий", - говорил художник.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников