Анатолий Горев, специально для РИА Новости.
До недавнего времени российские власти не уставали повторять: финансовый кризис, сотрясающий мировую финансовую систему, задевает Россию только по «касательной». И на первый взгляд, казалось, что так оно и есть: в США один за другим падают «монстры» — Goldman Sachs, Merill Lynch, Wachovia, а у нас все ограничивается пока бедами Кит Финанса и Связь-банка, да слухами о том, что у некоторых других финансово-кредитных структур могут быть проблемы. Что это, если не удар «по касательной» — по отдельным организациям и узкой группе инвесторов?
Однако сегодня стало ясно, что повоевать «на чужой территории и малой кровью» не удастся. Похоже, что кризис ударит не по каким-то абстрактным ценностям (например, страшно далекому от народа фондовому рынку), а по самому святому — российскому рублю. Период стабильного роста последнего закончился. Во всяком случае, так считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
Как поясняет министр, в последние годы значительно наращивались государственные расходы, которые финансировались в основном за счет нефтегазовых доходов. Это спровоцировало укрепление национальной валюты, что совместно с достаточно высокой инфляцией стимулировало приход на российские рынки спекулятивного капитала. Сейчас, когда возросли риски, и снизилась ликвидность, многие иностранные инвесторы ушли с российского рынка. "Таким образом, уходит капитал, который "задирал" наш фондовый рынок и происходит оздоровление российской экономики", - отмечает Кудрин.
Что это — хорошая мина при плохой игре, или искренний вздох облегчения при мысли, что одной заботой у финансовых властей теперь будет меньше? Возможно, и то, и другое.
Рубль в последние 10 лет, прошедшие с момента августовского финансового кризиса, действительно брал преграду за преградой, поражая наблюдателей рекордными темпами роста. В 2005-2006 годах темпы роста реального курса российской национальной валюты стали настолько высокими, что Минфин забил тревогу: Алексей Кудрин тогда заговорил о неизбежности девальвации рубля в случае, если политика финансовых властей (и, прежде всего, ЦБ РФ) не изменится. Глава финансового ведомства России настаивал на том, что постоянно укрепляющая национальная валюта лишает отечественных производителей средств для инвестирования и развития производства, делает их продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. При этом инфляция в стране остается высокой (хотя в теории должна была бы снижаться по мере роста реального курса национальной валюты).
Теперь, благодаря уходу из России спекулятивного капитала, темпы роста рубля определенно замедлятся, а, возможно, начнется и поступательное движение вниз, считают эксперты. Однако не факт, что правительство (за исключением Алексея Кудрина) будет довольно таким развитием событий. Ведь рост рубля в последние годы был не только экономическим фактором — он воспринимался как наглядное свидетельство политическое мощи нашей страны. Сильный рубль мог поддержать претензии на создание в России международного финансового центра, он должен был лечь и в основу планов по переходу на рублевые взаиморасчеты в ряде проектов нефтегазовой отрасли. Любопытно, что Алексей Кудрин как раз эту идею не разделял, указывая на то, что рублю понадобится еще лет пять для того, чтобы «дозреть» до роли «нефтяной валюты». Зато горячим сторонникам перехода на рублевые взаиморасчеты является премьер-министр Владимир Путин. Похоже, что теперь экс-президенту придется поступиться этой мечтой — конечно, при условии, что сбудутся прогнозы бессменного российского министра финансов.
Ну, а что ждет россиян в случае, если эти прогнозы сбудутся? Ничего страшного, считают эксперты.
Обвального падения курса рубля и уж тем более девальвации по образу и подобию 1998 года не будет.
Во-первых, потому, что у властей страны достаточно средств для поддержания стабильности национальной валюты, и, во-вторых, потому что бегство капиталов не станет паническим, как это было 10 лет назад.
В пользу этого говорит сразу несколько факторов: и спокойное поведение иностранных стратегических инвесторов (например, иностранных банков в России), и заявление знаменитого инвестора Марка Мобиуса и готовности вложить в российские активы миллиарды долларов именно сейчас, когда национальный фондовый рынок «просел».
Так что у рубля будет поддержка и в виде различных государственных «подушек безопасности», и в виде иностранного спекулятивного капитала, который, по-видимому, ушел, но ненадолго, и вернется сюда при первых же признаках улучшения ситуации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции