Андрей Кисляков для РИА Новости.
Справедливо считается, что современная мировая космонавтика может успешно развиваться только при условии тесной международной кооперации: слишком уж масштабные проекты ставит перед собой человечество, пытаясь освоить Вселенную. Действовать в одиночку - никаких ресурсов не хватит. Но парадокс состоит в том, что, говоря о необходимости такой кооперации, ведущие космические страны во главу угла ставят все-таки возможность быть независимыми игроками. Прежде всего, речь идет о свободном доступе в космос и способности осуществлять собственные пилотируемые программы.
В этой связи отметим, что у России есть настоящие космические козыри, активно играя которыми, можно успешно наращивать собственный научно-технический потенциал. Вот, только чем играть, с кем и как? А, может быть, иногда стоит и пропустить ставку?
Начнем с ракет-носителей, которые Россия активно продвигает на международный рынок пусковых услуг. В данной области поводов для оптимизма хоть отбавляй. Ведь ежегодный доход отечественных компаний производителей и разработчиков космической техники от вывода на орбиту зарубежных спутников составляет в среднем $700 млн. Фаворитом здесь является тяжелая ракета-носитель «Протон-М», которая успешно осваивает миллиардные контакты.
По прогнозам экспертов, предстоящее десятилетие сулит рост запусков аппаратов на самую доходную стационарную орбиту, в чем и преуспел наш «Протон». На подходе начало эксплуатации среднего носителя «Союз-ST» с космодрома Европейского космического агентства Куру во Французской Гвиане. Согласно информации Роскосмоса, в ближайшие 15 лет на эти ракеты будет заключено контрактов на сумму 1,25 млрд. евро.
Кроме того, перспективные носители, создаваемые по программе «Ангара» позволят России выставить на рынок все классы космических носителей и обеспечить себе тем самым стабильный и высокий доход. Однако в этой связи без ответа остается пока один вопрос: почему сегодня при уже явном доминировании российских средств выведения наши доходы на рынке пусковых услуг уступают, скажем, европейскому концерну «Арианспейс»? Скорее всего, в наши дни успех в коммерции определяется не только чисто технической составляющей.
Теперь обратимся к пилотируемым программам, точнее, на сегодняшней день единственному в мире космическому проекту, осуществляемому при участии человека на орбите – программе МКС. Казалось бы, и в данном случае российская позиция гарантирует успех. Ведь после катастрофы американского корабля «Колумбия» в 2003 г. Россия в одиночку «тащила» на себе всю программу МКС. Теперь же в свете прекращения программы «Спейс Шаттл» к 2010 г. и явной неготовностью к тому времени нового американского космического корабля «Орион», российские корабли «Союз» остаются на несколько лет единственным средством доставки международных экипажей на борт станции.
Экономически, на первый взгляд, все выглядит прекрасно. Самым весомым контрактом Роскосмоса можно считать подписанное в апреле 2007 г. соглашение с НАСА на сумму $719 млн., предусматривающее доставку на МКС и возвращение на Землю в течение 4 лет американских астронавтов и грузов, а также использование «Союзов» в качестве кораблей – спасателей. Кажется, разрешились и связанные с этим политические вопросы. В последний сентябрьский уикенд, американский Сенат окончательно утвердил положение, выводящее корабли «Союз» из-под действия антииранских санкций. Таким образом, НАСА разрешается до 2016 г. оплачивать полеты своих астронавтов на МКС на борту «Союзов».
Однако не надо быть экспертом, чтобы признать: видимая сегодня перспектива участия России в этой программе не принесет никакой пользы. Более того, может и дальше отсрочить разработку и производство новой космической техники.
Последнее сенатское решение директор НАСА Майкл Гриффин расценил как победу. С другой стороны он неоднократно сетовал на перспективу попасть в зависимость к русским в деле полетов на МКС. Более того, чтобы избежать этого, в НАСА по его приказу проводится экспертная оценка перспективы продления сроков эксплуатации кораблей «Спейс Шаттл».
Явное недовольство возможной зависимостью Америки от России в области пилотируемой космонавтики открыто высказали и оба кандидата в президенты. Причем, Барак Обама пообещал в случае своего избрания добавить шаттлам $2 млрд.
Иными словами, американский Сенат пошел на такой шаг явно скрепя сердце. Подтверждением тому служат откровенные пояснения, например, замгоссекретаря США по политическим вопросам Уильяма Бернса и члена сенатского комитета по разведке Билла Нельсона. По их мнению, сама НАСА виновна в возникновении такой ситуации из-за отставания программы «Орион». Безвыходность положения с доставкой американских астронавтов на МКС и побудило Сенат утвердить соответствующее положение.
Нетрудно догадаться, что подобное сотрудничество через стиснутые зубы вряд ли будет плодотворным. Кроме того, дальнейшая опора на программу «Союз» как пилотируемого средства по международным программам из-за ограниченности производственных мощностей и дальше будет тормозить создание собственной новой космической транспортной системы, разработка которой стагнирует уже не один год.
Может быть, стоит кардинально пересмотреть всю программу МКС и наше участие в ней? Может, стоит, наконец, форсировать не на словах, а на деле создание новой пилотируемой техники? Тогда на руках останутся действительно одни козыри.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции