Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
"Северокорейские скептики" - международные эксперты по ядерной проблеме Северной Кореи из тех, кто не верил и не верит в ее скорое решение при нынешнем режиме (а таких надо признать, большинство), все-таки оказались правы. Пхеньян снова "затормозил" урегулирование, закрыл двери для инспекторов МАГАТЭ, отключил все приборы внешнего наблюдения и с 24 сентября начал снимать пломбы с "ядерных печек" на реакторе в Йонбене. Как сообщил на закрытом заседании МАГАТЭ в Вене заместитель главы атомного агентства Олли Хейнонен, корейцам понадобится, по крайней мере, еще неделя, чтобы начать загрузку в реакторы ядерного материала. На то, чтобы довести его до первоначальной мощности уйдет 10-12 месяцев (реактор заглушили еще в 2007 году после «исторического» Пекинского соглашения 13 февраля).
По большому счету, как бы драматично не выглядело все происходящее, оно не является ни катастрофическим обострением кризиса, ни трагедией, а всего лишь продолжением вялотекущего развития корейского ядерного абсурда. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Северной Кореи (обе Кореи, США, Россия, Китай и Япония) идут или, вернее, хромают, останавливаются «на обочине» и снова ползут с 2003 года. Они уже столько же раз приближались к успеху или «вот-вот успеху», сколько с треском проваливались, когда Пхеньян в очередной раз хлопал дверью, в ответ на опять же очередное ужесточение каких-либо требований со стороны США.
Нечто подобное произошло и на этот раз. В очередной раз. Немного истории. В соответствии с пекинским соглашением 13 февраля 2007 года корейцы начали с ноября прошлого года глушить реактор в Йонбене и в июле этого года даже взорвали так называемую башенную градирню комплекса - трубу охладительного комплекса в центре переработки плутония. Это был не весть, какой технический «подвиг», но поскольку труба была вроде бы как единственным видимым символом ядерных амбиций Пхеньяна, то шоу получилось впечатляющим.
К июлю нынешнего года корейцы, если верить экспертам МАГАТЭ, прошли 8 этапов заглушки реактора из 11-ти. Три оставшихся были малозначительны. Белый дом в обмен на глушение твердо обещал исключить Северную Корею из списков государств-спонсоров терроризма. Поворотом «назад к проблемам» в процессе запахло в том же месяце, когда Вашингтон неожиданно для остальных членов «шестерки» выдвинул дополнительные требования. Он настаивает теперь на тщательной верификации процесса, включая право американских экспертов брать пробы грунта из «подозрительный районов» и опрашивать ученых, которые работали и работают на ядерных объектах КНДР. Для страны, где секретным является все за исключением имени лидера, это было уже слишком. Пхеньян отказался. Теперь же он вообще заявил, что американцы обманули его, пообещав исключить из пресловутого списка, и не сделав этого, тогда как корейцы выполнили все свои обязательства. А раз так, то и Северная Корея более не считает себя связанной пекинским соглашением. МИД Страны утренней свежести сделал заявление, которое, с какой стороны его не возьми, звучит не иначе как «Ваш список и наши пломбы теперь вам дорого обойдутся». «Теперь, когда высветилось истинное лицо США, КНДР не желает быть исключенной из списка "государств-спонсоров терроризма" и не ожидает, что это (исключение) может случиться. Она (КНДР) пойдет своим собственным путем".
Все подобного рода волнительные обмены происходят, кроме всего прочего, на фоне вновь появившихся упорных слухов о том, что нынешний лидер Северной Кореи, «дорогой руководитель» Ким Чен Ир серьезно болен, неадекватен и вообще не управляет страной. 66-летнего Кима-младшего действительно никто не видел «на людях» с середины августа. Правда, слухи о его болезнях и смерти появляются уже не первый раз. Как не первый раз появляются и утверждения о том, что страной на самом деле правят северокорейские генералы, для которых игра с «ядерными пломбами» и шантаж бомбой, реальной или мнимой, единственный козырь и способ сохранить власть в государстве, доведенном режимом почти до абсолютной степени обнищания. Северокорейскому режиму просто невыгодно свертывание программы, поскольку после ее закрытия он уже будет не в состоянии выторговывать продовольственную и энергетическую помощь «в обмен на бомбу».
Если следовать такой логике, то никакие договоренности, ни по каким проблемам с Пхеньяном «нынешнего состава» невозможны в принципе. Впрочем, эта школа мышления подразумевает, что к Северной Корее вообще можно применить логику нормальных международных отношений. Что навряд ли правильно, особенно если учесть тщеславный, капризный и непредсказуемый характер «кимов», которые правили и правят страной. Обычные дипломатические «лекала» стране идей Чучхе (опоры на собственные силы) не подходят.
Правящая северокорейская прослойка, что ни говори, конечно, не подарок, но, с другой стороны, жесткое давление на нее до сих пор неизменно приводило к одному и тому же результату – вместо коллапса, оно еще крепче его консервировало. И здесь на Вашингтоне лежит самая большая доля вины за рецидивы rigor mortis в переговорном процессе. Взять хотя бы тот же «черный список». Это – особая заноза всего дела. Госдепартамент внес Северную Корею в список в 1988-м году, год спустя после взрыва в ноябре 1987-го южнокорейского «Боинга», шедшего рейсом Рангун-Сеул. Тогда погибли 115 человек. К взрыву были причастны северокорейские агенты. Сейчас в списке только пять государств: КНДР, Куба, Иран, Судан и Сирия.
Этот список далеко не чисто символический «позорный столб». Против фигурантов США вводят жесткие санкции, включая запрет на экспорт и продажу оружия, товаров двойного назначения, запреты на оказание экономической помощи. Вашингтон блокирует предоставление таким странам кредитов Всемирного банка, МВФ, любых других международных финансовых институтов, запрещает любые финансовые операции с такими странами, импорт из этих стран. Как всегда, многие такие ограничения распространяются и на третьи государства. Так что «черный список» блокирует и торговые обмены Северной Кореи почти со всем остальным миром. Это не распространяется только на чрезвычайную продовольственную помощь.
Надо сказать, что этот список, по крайней мере, в отношении Северной Кореи, уже порядком подплесневел. Сами же американцы признают, что «никаких свидетельств спонсирования Пхеньяном международного терроризма» у них нет (взято прямо с сайта госдепартамента). В списке КНДР стоит, так сказать, на «косвенных основаниях». Ядерная программа Северной Кореи вызывает в США озабоченность, поскольку одним из наиболее апокалипсических сценариев считается попадание оружия массового уничтожения в руки террористов. В общем, замкнутый круг. Европейские эксперты утверждают, что даже нынешний «перерыв» может в любой момент быть закончен при желании сторон или даже символической уступке. А на самом деле, ждать, скорее всего, придется смены администраций в США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции