Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин приглашен 17 сентября в Госдуму. Ключевой вопрос, который должен обсуждаться в рамках "правительственного часа", - управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые находятся в ведении Минфина. Последнее время и у Госдумы, и у Счетной палаты возникло немало вопросов относительно эффективности управления этими суверенными фондами.
В начале этого года Стабилизационный фонд Российской Федерации, созданный в 2004 году и формировавшийся за счет изъятия в виде налогов сверхдоходов от экспорта углеводородов, был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Резервный фонд, средства которого к настоящему времени достигли $142,6 млн, по сути, выполняет функции прежнего Стабфонда, и предназначен для финансирования дефицита госбюджета, если таковой возникнет. ФНБ, средства которого составляют около $32 млрд, создан для решения проблем пенсионной реформы, под которыми подразумевается покрытие дефицита Пенсионного фонда России.
Депутатам будет о чем расспросить министра финансов. В первую очередь, об эффективности инвестирования средств Резервного фонда и ФНБ. Дело в том, что Минфин не только хранит эти средства на своих счетах в ЦБ РФ, но и при помощи Центробанка размещает их в облигации иностранных государств и приравненные к ним облигации государственных агентств.
Крайне низкая отдача от подобных вложений, т.е. проценты по ним, давно стала притчей во языцех. Причем, структура вложений резервов самого Центробанка, в том числе в долговые обязательства печально известных американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, в которых американское правительство в начале сентября ввело временное антикризисное управление, известна из годового отчета ЦБ. Структура же инвестирования в конкретные инструменты средств Резервного фонда и ФНБ, образованных только в этом году, покрыта мраком.
Тем не менее, из правительственных источников просочилась информация, что и это ведомство вложило около 18% от общего объема Резервного фонда и ФНБ в облигации Fannie Mae и Freddie Mac. Более того, там говорили, что на бумагах этих агентств Минфин смог заработать целых $72 млн.
Некоторое время назад глава Минфина заговорил том, что от консервативной политики размещения государственных резервов (под которой он, видимо, понимает помощь Fannie Mae и Freddie Mac) можно перейти к более активной, т.е. более рисковой. Согласно подготовленным Минфином планам, ФНБ уже с 2009 года должен быть снят со счетов ЦБ и передан в полное распоряжение Минфина. После этого средства ФНБ будут размещаться не только в иностранные гособлигации, но и в зарубежные корпоративные долговые обязательства. Более того, как оказалось, Минфин не прочь поиграть средствами ФНБ на рынке акций, как на мировом, так и на отечественном, с целью поддержать последний в условиях падения мировых финансовых рынков.
Однако на прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard & Poor's крайне негативно отозвалось о планах размещения российского суверенного фонда на обваливающемся российском рынке акций. Оно сообщило, что в этом случае может пересмотреть прогноз суверенного рейтинга России с "позитивного" на "стабильный".
Вскоре после этого в Минфине стали дезавуировать смелые заявления своего шефа. Так, замминистра финансов Дмитрий Панкин сказал, его ведомство не исключает возможности частичного размещения Фонда национального благосостояния внутри страны, но только в отдаленной перспективе и не при нынешней высокой инфляции.
15-го же сентября последовал ответ самого Кудрина, который практически повторил аргументацию своего подчиненного относительно преждевременности размещ ения средств ФНБ на российском рынке. Помимо этого, будто отвечая критикам в Госдуме и Счетной палате, он уверенно заявил: «Мы не потеряли ни цента, и даже нарастили доходность по всем размещенным средствам». По его словам, доходы Резервного фонда и ФНБ от инвестирования средств и благодаря колебаниям валютных курсов с начала года достигли 131,5 млрд рублей ($5,2 млрд).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции