МОСКВА, 15 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц. Госфинансирование кино через несколько частных коммерческих продюсерских кинокомпаний не совсем эффективно, сказал в интервью РИА Новости Станислав Ершов, директор киностудии имени Горького.
"Получается, что в стороне остаются многие независимые продюсерские компании, сформировавшиеся за последние годы, а также базовые государственные киностудии, контроль за которыми государство оставило за собой, отложив их приватизацию", - пояснил Ершов.
Всего по данным Минкульта в стране зарегистрировано 180 кинокомпаний.
Министерство культуры подготовило предложения об изменении государственной поддержки в области кинематографии. Проект изменений, который направлен в Госдуму, озвучил заместитель министра культуры РФ Александр Голутва на заседании правления Гильдии продюсеров 11 сентября.
Как отметил Голутва, бюджетные средства, в соответствии с новыми предложениями, будут выделяться по нескольким основным направлениям: отдельно на реализацию национальных кинопроектов особого значения (фильм должен отвечать нескольким критериям, в том числе, требованиям патриотичности и нравственного воспитания), крупным продюсерским компаниям на конкурсной основе трехлетних программ, и, как и раньше, на остальные проекты - художественное игровое и неигровое кино, кинодебюты, авторские эксперименты и другие. Кроме того, продюсерским компаниям будет предоставляться компенсация расходов на продвижение национальных фильмов, посещаемость которых превысит 1 миллион зрителей.
По мнению Ершова, "эффективнее было бы финансировать проекты именно через базовые, государственные киностудии, которые бы сотрудничали с теми или иными независимыми продюсерскими кинокомпаниями, возможно, лицензированными из списка аккредитованных компаний, утверждаемого Минкультом".
По мнению Ершова, "это также стимулировало бы привлечение внебюджетных средств для производства фильмов".
Кто даст гарантии?
"Гарантии целевого использования выделенных средств - тоже не последний вопрос. Не хочу обидеть коллег по цеху, но, с государственной точки зрения, это более простой вопрос, если средства изначально выделены базовым государственным студиям, скажем, Мосфильму, студии Горького, Ленфильму и другим. Эти студии имеют огромные активы, самые современные технические и технологические возможности, и все это завтра никуда не денется", - добавил собеседник агентства.
"Каждая такая базовая государственная студия получала бы определенную долю от проката фильма, и могла бы целевым образом тратить эти деньги на собственное развитие или на запуск новых проектов, повышая свою капитализацию в пользу собственника, то есть государства", - отметил он.
По мнению Ершова, "таким образом, государство могло бы решить сразу две задачи выделив деньги только один раз - поддержало бы и производство конкретных фильмов, и государственные базовые киностудии, как производственные структуры".
С дугой стороны, отметил он, "федеральный орган власти, выделяя деньги на производство фильмов напрямую частным структурам, в соответствии с бюджетным кодексом, как федеральное ведомство не может получать какой-либо доход от проката или иного коммерческого использования фильма".
"Мне ближе именно такой, прагматичный подход, когда во главу угла ставятся конечный финансовый результат и гарантии", - заключил Ершов.
Кому деньги нужнее?
По мнению собеседника агентства, есть три приоритетных направления, которые требуют обязательной господдержки: "Кинодебюты, артхаусные проекты и госзаказ, направленный на решение конкретных идеологических или других специальных, имиджевых задач".
"Государство должно подставить свое плечо в самом начале, когда речь идет о формировании института режиссеров, поддержать поиск новых форм, а также проекты, которые направлены на формирование имиджа страны", - пояснил он.
"Например, если сегодня не вкладываться в дебют, то через несколько лет снимать будет просто некому", - уверен Ершов.
Он признался, что на студии много думали о том, как помочь начинающим кинематографистам. "Мы планируем реализовывать на студии совместно с ВГИК проект, дадим студентам возможность делать их дипломные работы на базе студии имени Горького, что, безусловно, позволит делать определенный отбор для дебютных запусков", - сказал он.
Собеседник агентства напомнил, что это старая, "хорошо забытая система, каждому из дебютантов давать возможность делать кино". "Мы видели его курсовую, дипломную, работу, и понимаем, стоит финансировать этот дебют или нет", - пояснил он.
Ершов добавил, что дебют - всегда риск, и "задача государства поддержать студии в этом решении и дать возможность развивать отрасль в условиях глобального дефицита кадров".
Другое направление, на которое, по мнению директора студии, стоит обратить особое внимание - артхаус.
"Артхаус - вопрос имиджевый не только для тех, кто его делает, но и для всей страны в целом. Всем нам приятно, когда российский фильм участвует в серьезном кинофестивале, а тем более, когда он там побеждает в конкурсе. Поэтому, все, кто серьезно занимается фестивальными проектами, уже с первого дня продумывают судьбу своих фильмов, находятся в постоянном контакте с отбойщиками, имеют внятную стратегию продвижения. Но никогда нельзя дать стопроцентную гарантию победы или участия в том самом конкурсе", - пояснил он.
Третье направление, по мнению Ершова, нуждающееся в господдержке - госзаказ. Главное, чтобы идея снимать имиджевые для страны фильмы, пояснил он, не ставила во главу угла количество - "обязательно снять столько-то фильмов в год".
" Мне кажется, что решения по этому направлению должны приниматься по конкретному поводу или ситуации".
В заключение Ершов сказал, что "если кино исключительно коммерческое и не затрагивает первые три цели, то оно должно стараться самостоятельно выживать".