Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Четыре года назад, 13 сентября 2004-го, тогдашний президент России Владимир Путин выступил с программой политических реформ, которая, в частности, содержала неожиданный для многих пункт – отмену прямых губернаторских выборов. Восприняли её в обществе неоднозначно: одни – как отступление от демократии, возврат к авторитаризму, другие – как необходимую меру для укрепления вертикали власти и «собирания земель российских». Как бы то ни было, но уже через три месяца новый порядок избрания глав регионов всё-таки вступил в силу, и сегодня подавляющее большинство губернаторов фактически являются назначенцами Путина. Теперь это право «по наследству» перешло и к его преемнику, и остаётся только гадать, как он им распорядится.
Следует заметить, что одновременно с отменой выборов Путин предложил и ещё одно новшество – Общественную палату, которая бы позволила уважаемым гражданам, опять-таки назначенным «сверху», контролировать действия государства. Как и следовало ожидать, палата оказалась органом, мало что решающим и тем более контролирующим. Достаточно вспомнить её «бунт» против прежнего главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, которого почтенные медики справедливо обвиняли в бездарном проведении реформ в системе здравоохранения. Никто на их призывы отправить министра в отставку внимания не обратил, и его переместили в президентские советники только накануне выборов.
В отличие от Общественной палаты, «назначенческий механизм» заработал. Уже в течение года после его введения президент предложил 31 кандидатов на посты глав регионов, и они были местными законодательными собраниями утверждены. К сегодняшнему дню новую процедуру прошли 73 из 83 российских губернаторов. Тот факт, что голосования по представленным кандидатурам практически проходили без сбоев, свидетельствует, что региональные элиты если и не одобрили реформу, то, по крайней мере, с ней смирились.
Что же касается народа, то он не пожелал встать грудью на защиту местного начальства. И во многом потому, что не очень-то высоко оценивал результаты его деятельности. Так, по данным Фонда «Общественное мнение» в том же 2004 году позитивно относились к своим губернаторам только 34% россиян, а 63% выражали недовольство состоянием дел в родной области или республике. Что же касается изменения процедуры избрания глав регионов, то мнения граждан разделились: треть её одобрили, столько же – осудили, остальные промолчали. Однако их точки зрения инициаторы реформ, собственно, и не спрашивали.
Сейчас, спустя четыре года, если судить по проведённому в июле социологами ВЦИОМ зондажу общественного мнения, 32% наших соотечественников считают, что новая система себя не оправдала. Особенно она не нравится жителям Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где так считают соответственно 42 и 48% опрошенных.
С приходом к власти нового президента, которого считали в большей степени демократичным по сравнению с его предшественником, вновь зашевелились и примолкшие было противники нынешнего порядка избрания губернаторов. В июне в пользу возврата к прежней системе прямых выборов выступили президенты Татарстана и Башкортостана. Затем – председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству единоросс Владимир Плигин, который, однако, оговорился, что это станет возможным не ранее 2012 года. А вскоре и спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказался в том смысле, что назначение глав регионов – вынужденная мера, которая была вызвана необходимостью перераспределения полномочий между властями разных уровней в связи с введением закона о местном самоуправлении. Мол, если бы губернаторы не были зависимы от президента, то этот закон вряд ли удалось бы реализовать. Теперь же, считает Миронов, «вполне можно думать о возвращении выборов губернаторов».
Ну а в минувший вторник свой голос подал и ещё один ветеран российской политической сцены – глава Ростовской области Владимир Чуб. Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», он тоже заявил, что «по большому счёту выборы губернаторов должны быть».
Услышит ли новый президент эти слова, вернее – захочет ли услышать? Или же, как полагают некоторые политологи, наоборот, использует наследное право выдвижения кандидатов на губернаторские посты и постарается укрепить собственную вертикаль власти, поочерёдно смещая путинских «назначенцев»? Тем более что некоторый «резерв» у него уже имеется – главы регионов, которые были избраны ещё по прежней схеме, а также политики, давно перешагнувшие пенсионный возраст.
Но на совещании по формированию резерва управленческих кадров, которое состоялось в конце июля, Дмитрий Медведев, судя по всему, выбрал всё же второй вариант. Тогда он посетовал на то, что в стране существует огромная проблема с подбором кандидатов на должности губернаторов. Как выразился президент, «нет скамейки запасных» и признался: «Мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах федерации». Более того, он предложил создать национальный резерв управленцев, а наиболее перспективные кадры включать в так называемую президентскую квоту, причём пообещал, что станет сам лично оценивать этих людей.
Однако через пару недель грянула война с Грузией, и кадровые вопросы сами собой отошли на второй план. Тем не менее, по просочившейся в прессу информации, президент всё-таки планирует до конца 2008 года сменить 16 губернаторов, а в следующем году – отправить в отставку ещё десять глав регионов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции