С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 сен - РИА Новости. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, 1929-1978), благодаря диалогу с зарубежными церквами, сохранял легальное положение Русской православной церкви и спасал от закрытия монастыри, храмы и духовные школы, считают эксперты.
"Если бы не он, то тысячелетие Крещения Руси, мы, может быть, праздновали бы в катакомбах", - сказал, подразумевая гонения советской власти на церковь, глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Кирилл в четверг в Петербурге на конференции, приуроченной к 30-летию кончины выдающегося иерарха.
По его словам, митрополит Никодим умел обращать силы противника против него и одолевал "богоборческого Голиафа", выводя Русскую церковь на международную арену.
Установление отношений с мировым христианским сообществом, убежден митрополит Кирилл, "было спасительным для РПЦ".
Митрополит Кирилл пояснил, что если над монастырем или храмом нависала угроза закрытия, если запрещались крестные ходы, то в ответ митрополит Никодим включал посещение оказавшихся под угрозой объектов в программу визита иностранных гостей. Если под подобной угрозой оказывалась духовная академия, он открывал в ней "иностранный факультет".
Однако сейчас некоторые по-прежнему критикуют почившего иерарха за экуменизм (движение к единстве христианских конфессий).
"Эти злоязычные люди, в отличие от владыки Никодима, не совершили жизненного подвига ради Церкви и Отечества, а он положил свою жизнь", - сказал митрополит Кирилл.
Вместе с тем, митрополит Кирилл подчеркнул, что митрополита Никодима нельзя упрекнуть и в конформизме.
В частности, когда власти Греции намеревались уничтожить русское монашество на Афоне, он мужественно отстаивал русских монахов перед греческими "черными полковниками" в присутствии перепуганного, по словам митрополита Кирилла, посла.
Митрополит Никодим инициировал также снятие проклятий со старообрядцев.
В своей международной деятельности, защищая внешнеполитические интересы СССР, он, по словам митрополита Кирилла, защищал историческую Россию.
"Он никогда не защищал идеологию, атеизм и тоталитаризм, а защищал те цели, которые были одинаковы и для исторической России, и для Советского Союза", - пояснил докладчик.
Автор книги "Митрополит Никодим и все православное единство", профессор Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Сорокин заявил о необходимости твердо ответить тем, кто дискредитирует наследие митрополита Никодима.
"Это не диомидовщина, это - похлеще", - сказал Сорокин.
Завкафедрой Государственно-конфессиональных отношений Российской академии госслужбы, профессор Ольга Васильева отметила важность отношений открытости и в то же время принципиальности, которые выстраивал митрополит Никодим с Ватиканом, всегда привлекавшем пристальное внимание КГБ. По словам митрополита Кирилла, одной из главных его задач было не допустить возрождения унии на территории Украины.
Еще один светский ученый-историк, профессор Петербургского государственного университета Сергей Фирсов отметил, что митрополит Никодим "не боялся своего времени и умел находить разумные компромиссы".
По его словам, он по-братски относился к католикам и изучал опыт воздействия католической церкви на окружающий секулярный (отказывающийся от религиозных ценностей) мир. Заявление некоторых "маргинальных псевдоправославных" деятелей о том, что митрополит Никодим был тайным католиком, ученый назвал глупостью.
Зампредседателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин призвал возрождать "школы пастырства и церковного служения", какие существовали при митрополите Никодиме.
Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 1929 году в деревне Фролово Рязанской области в семье служащего. После окончания средней школы поступил в Рязанский педагогический институт, а в 1947 году принял монашеский постриг. Служил священником в Ярославской епархии, в 1955 заочно окончил Ленинградскую духовную академию.
С 1957 года - архимандрит, с 1960 - епископ Подольский, затем Ярославский и Минский, с 1963 - Ленинградский. В том же году возведен в сан митрополита.
С 1956 по 1959 годы возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме, с 1960 по 1972 Отдел внешних церковных сношений РПЦ. С 1963 года также председатель комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. С 1974 года патриарший экзарх Западной Европы. В 1975 году в Найроби был избран президентом Всемирного совета церквей - экуменической организации, объединяющей христиан разных конфессий.
Необходимость диалога и сближения с иными конфессиями, в первую очередь с католичеством, была заявлена и в докторской диссертации митрополита Никодима о папе Римском Иоанне XXIII (1970).
Выдающийся иерарх перенес несколько инфарктов и скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 года на аудиенции у новоизбранного папы Римского Иоанна Павла I.