Рейтинг@Mail.ru
Михаил Швыдкой: ответственность всегда лежит на том, кто начал войну - РИА Новости, 02.09.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Михаил Швыдкой: ответственность всегда лежит на том, кто начал войну

Читать ria.ru в
Дзен

Боевые действия в Южной Осетии продолжались несколько дней, но размеры ущерба, который понесла республика, до сих пор полностью не определены. Об уроне, который нанесли культуре Южной Осетии бои в Цхинвали его окрестностях, и о том, кто должен нести ответственность за эти разрушения, в интервью корреспонденту РИА Новости Шахирезаде Ералиевой рассказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

- Все последнее время в разрушенном Цхинвале работали эксперты, они готовили доклад для представления в ЮНЕСКО. Что можно сказать о нанесенном ущербе?

- Мы сейчас подготовили предварительный доклад. Завтра, 3 сентября, в пресс-центре МИДа мы будем давать по этому поводу пресс-конференцию с руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия  Александром Кибовским. Обследовано порядка 30 памятников и восемь селений. Сейчас группа специалистов из Южной и Северной Осетии продолжает работу при поддержке МЧС. Я думаю, что полный мониторинг, который будет пригоден для освещения и представления в международные организации, мы представим к середине сентября.

Пока что у нас есть лишь первые данные о том, какие разрушения произошли. Они довольно серьезны и затрагивают объекты  как грузинской, так и осетинской культуры. Например, разрушен дом-музей Василия Абаева, знаменитого ученого, ираниста, крупнейшего специалиста, который занимался Востоком. Уничтожен еврейский культурный центр, полностью разрушен Старый город Цхинвала - так называемые еврейские кварталы, фактически, историко-культурный заповедник в сердце города.

Повреждены церкви, одна из которых относится к IX-X векам, другая – к XII-XIII векам, пострадала армянская церковь начала XVIII века. Памятниками культуры считались и два здания, которые построены в середине 30-х годов: это университет и дом, в котором заседал осетинский парламент. Это классические памятники имперской архитектуры 1935 года, которые строили грузинские архитекторы.

Я считаю, нужно, чтобы на площадке ЮНЕСКО эксперты всех сторон - российской, грузинской и южноосетинской – вместе оценили масштаб утрат.

- А кто в ответе за эти разрушения?

- Важно понять одну вещь. Если неизвестно, чьи войска все это разрушили, то ответственность всегда ложится на того, кто начал войну. Старый город в Цхинвале и все разрушения там были связаны с артиллерийским обстрелом грузинской стороной, то есть с тем, что произошло в ночь с 7 на 8 августа, а не с чем-то другим. Говорить о выборочной бомбежке невозможно.

- Что делать тем, кто работал в этих зданиях? Тем же самым артистам театра, например?

- Мы беседовали с моим коллегой, министром культуры  Южной Осетии Тамерланом Дзудцовым. Он одновременно является режиссером театра. Там ведь не только театральная труппа, там и национальные коллективы - им негде выступать, сегодня все разрушено. Естественно, мы будем думать о том, как помочь, чтобы они могли выехать на реабилитацию в соседние республики. Кроме того, детишки, которые ходили в художественные школы, - а их 150 человек - должны переехать в Северную Осетию для учебы там на время восстановления учебных заведений. На все это требуются деньги, и мы будем обращаться к благотворителям, чтобы они помогли нам содержать 150 детей.

- В сентябре в Таджикистане пройдет Форум творческой и научной интеллигенции СНГ. Какие вопросы будут обсуждаться на форуме и будет ли затронута тема Южной Осетии?

- Третий форум творческой интеллигенции, который пройдет в Душанбе, будет обсуждать многие проблемы. Прежде всего, насущные вопросы культурных обменов внутри стран Содружества, открытия художественных рынков для деятелей культуры этих стран и так далее. Миновать проблематику Южной Осетии будет сложно.

Естественно, речь пойдет о том, как консолидировать усилия деятелей культуры и науки для предотвращения такого рода конфликтов. Мы должны будем соединить усилия, чтобы наладить диалог даже в очень сложной нынешней ситуации. У разных стран по этому вопросу разные позиции - и все же понимание того, что Россия вынужденно ответила на агрессию грузинской стороны, есть.

В предстоящем форуме будут участвовать все страны СНГ, от Туркмении до Молдовы, я не исключаю, что и грузинские коллеги приедут. Мы постараемся выработать документ, который продемонстрировал бы единство деятелей культуры в вопросе сохранения культуры во время любых военных конфликтов - и в вопросе о предотвращении таких конфликтов.

- Вы недавно вернулись из Сочи, где проводился конкурс «Пять звезд. Интервидение». В каком качестве вы там присутствовали? Считаете ли вы этот конкурс нашим ответом Евровидению? И что вы можете сказать о шоу-бизнесе в странах СНГ?

- Я ездил туда как сопредседатель Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Фонд патронировал и оказывал финансовую поддержку конкурсу. Когда мы вместе с Советом по гуманитарному сотрудничеству, который возглавляет Джахан Поллыева, беседовали с коллегами из оргкомитета фестиваля «Пять звезд», появилась идея сделать этот фестиваль не только общероссийским и не просто открытым, но общим для всех стран Содружества.

Приятно было, что на фестиваль приехала очень хорошая певица из Латвии. И вообще, что в Сочи может проводиться фестиваль, в котором будут звучать голоса молодых исполнителей из стран, которые находятся на всем постсоветском пространстве. Это не наш ответ Евровидению, как мне кажется, это просто очень важное дело.

Ведь для русского зрителя этот конкурс был интересен. Все исполнители, так или иначе, представляют свои национальные культуры. Каждый исполнял национальную песню - то, что, к сожалению, ушло из эфиров. И оказалось, что это востребовано, потому что рейтинги фестиваля были достаточно высоки.

Ясно, что публика хочет разнообразия, хочет услышать что-то необычное. В этом смысле победа таджикской певицы, высокие места, которые заняли туркмены, армяне – свидетельства тому, что публика хочет слышать такую музыку.

Понятно, что мы живем в разных странах, понятно, что у каждой страны свое видение того, как должна развиваться культура, - но очевидно также, что мы испытываем дефицит нового на музыкальном рынке, а ведь кроме русской и англоязычной эстрадной традиции есть и другие, не менее интересные. И фестиваль открывает для шоу-бизнеса новое поле деятельности.

Что касается шоу-бизнеса в странах СНГ, то могу сказать, что русский рынок - самый большой. Иметь успех на русском рынке для певицы из Латвии или Эстонии, из Таджикистана или Киргизии, да даже из Украины - очень важно. Так же важно, как русским исполнителям иметь пространство для творчества на Украине, в Центральной Азии или на Кавказе. В этом и есть общегуманитарный плюсы фестиваля – он расширяет творческое пространство для молодых певцов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала