Суворовским училищам России сегодня исполняется 65 лет.
Постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" вышло сразу по завершении сражения на Орловско-Курской дуге, победа в котором привела к коренному перелому в Великой Отечественной войне. Специальный пункт постановления предписывал Наркомату обороны в течение октября-ноября сформировать «по типу старых кадетских корпусов» девять Суворовских училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в Астрахани), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Орловское (в Ельце), Калининское и Ставропольское. Тогда же были созданы специальные училища для детей пограничников (в Ташкенте и Кутаиси) и детей из семей моряков: Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские училища.
В постановлении указывалось, что суворовские училища создавались для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, детей партизан, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов.
Раньше других занятия начались в суворовском училище в Калинине (ныне Тверь). Первый звонок прозвенел здесь 1 декабря 1943 года, а первый выпуск состоялся в 1948 году. Очень популярная в первые послевоенные десятилетия повесть Валентина Катаева «Сын полка» заканчивается тем, что её герой Ваня Солнцев поступает в суворовское училище. Судя по описанию училища, это именно Калининское.
Сразу же с момента создания суворовские военные училища оказались заветной мечтой миллионов мальчишек, их родителей. Этому способствовал, конечно, прежде всего, общий высокий авторитет военной службы в стране, одержавшей победу в тяжелейшей войне, несомненный престиж и элитарный социальный статус офицерского звания в СССР. Так что суворовским училищам было из кого выбирать.
Правила приёма в суворовские училища менялись несколько раз. Первоначально в них принимались мальчики, начиная с 8-9 лет. С мая 1956 года в училища принимались мальчики одиннадцатилетнего возраста, окончившие начальную школу (четыре класса). Обучение длилось 7 лет, с 5 по 11 класс.
В 1963 году в училища стали принимать подростков в возрасте 15-16 лет после сдачи конкурсных экзаменов за курс 8-летней школы. Изменение условий приема объяснялось тем, что в возрасте 15-16 лет учащиеся более сознательно и ответственно подходят к выбору профессии офицера. Соответственно был введен трехлетний срок обучения (9-11 классы).
С 1969 года был установлен двухлетний срок обучения. В 1992 году суворовские и нахимовские училища вновь перешли на трёхлетний срок обучения. В апреле 2008 года министр обороны России издал директиву, которой предписывается с учебного 2008-2009 учебного года осуществлять переход суворовских военных и Нахимовском военно-морском училище Министерства обороны РФ вновь на семилетний срок обучения.
Кандидатов на поступление в суворовские училища подбирают местные военные комиссариаты. Хотя формально стать воспитанником может любой российский мальчик, отвечающий определённым критериям в области учёбы и здоровья, всё же и поныне предпочтение отдаётся выходцам из семей военнослужащих. Тем самым поддерживается становление офицерских династий.
Суворовские училища отличаются также учебными программами. Здесь углублённое изучение иностранных языков с тем, чтобы выпускники суворовских училищ владели ими на уровне военного переводчика. В учебные планы училищ включены все предметы общеобразовательной средней школы, при этом математика, физика, литература изучается более основательно, чем в общеобразовательных школах. Обязательными учебными предметами суворовских училищ являются этика, эстетика. И, конечно, учебные программы предусматривают изучение ряда военных предметов.
Своеобразие суворовских училищ не только и не столько в особенностях учебных программах, сколько в самой организации и образе жизни училищ, в том, на что направлено, из чего состоит то, что принято называть скучным словосочетанием «воспитательная работа».
Любая армия – это жёстко централизованная, иерархически выстроенная, авторитарная по своей природе система. Не всякий человек способен находиться внутри неё, быть её элементом, действовать по её правилам. Людей, которые могли бы органично вписаться в такую систему, надо искать, обучать, а главное – воспитывать в соответствующем духе. Причём, чем раньше человек включится в такую систему, тем лучше будет результат.
Ольга Варламова