МОСКВА, 17 авг - РИА Новости. Минфин РФ рассчитал баланс бюджетной системы РФ до 2023 года и не нашел ни ресурсов для снижения налогов, ни пользы от снижения НДС, заявил журналистам вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Мы почти не видим плюсов от снижения", - сказал он, отвечая на вопрос о возможности снижения ставки НДС с нынешних 18% до 12%, как предлагает Минэкономразвития. Вице-премьер уточнил, что от этого выиграют только отдельные предприятия. А вот платить придется всем - даже пенсионерам, которые лишатся фактически возможностей дополнительных повышений пенсий.
По оценкам Минфина, Минэкономразвития, предлагая снизить НДС с 18% до 12%, недооценило инфляционный эффект, необоснованно аргументировало это необходимостью ускорить экономический рост, необоснованно понаеялось на значительный рост собираемости от такой меры. Так, замещение нефтегазовыми средствами выпадающих от снижения НДС доходов добавит инфляции в 2010 году еще 3,8 процентных пункта, подсчитали в Минфине.
Кроме того, МЭР "слукавило", когда вписало свои предложения по НДС как условия развития страны в концепцию долгосрочного развития до 2020 года, считает глава Минфина. В концепции-2020 должны быть только согласованные условия, а снижение НДС согласованным не является, подчеркнул Кудрин.
По словам вице-премьера, самые современные международные исследования в области налогов, в частности, исследование ОЭСР, показывают, что наибольшее влияние на экономический рост оказывает налог на прибыль. На втором месте ОЭСР, например, исследования ставят налог на доходы физических лиц, на третьем месте существенно сниженное влияние налогов на потребление и еще меньше - налоги на имущество, сказал он.
ЛЕГЕНДА О СОБИРАЕМОСТИ
Что же касается собираемости налога, которая, по оценкам Минэкономразвития, повысится после радикального снижения ставки, Кудрин отметил, что этого рассчитать никто не может. "В долгосрочный прогноз бюджетной системы не может быть заложен прогноз повышения собираемости, поскольку это неопределенный фактор", - подчеркнул Кудрин. Он пояснил, что собираемость зависит от многих факторов - политической стабильности, макроэкономической политики, цен на нефть, экономических условий, и не является счетной позицией.
Кудрин также прокомментировал "очень удивительный аргумент", который приводят всегда сторонники снижения ставки НДС. "Так вот, они говорят, если мы снизим НДС, то нагрузка на экономику уменьшится, и мы тут же получим увеличение собираемости до восстановления этого налога. То есть - нагрузка восстановится?" - отметил министр.
По мнению вице-премьера, даже если следовать логике по росту собираемости после снижения ставки НДС, эффект (роста собираемости) нивелируется после восстановления нагрузки. Причем и Минфин, и Минэкономразвития рассчитали, что эффект продержится не больше трех лет, а дополнительный экономический рост - это спорный вопрос.
ПЛЮС 3,8% ИНФЛЯЦИИ
Кроме того, если МЭР считает, что снижение ставки "добавит" ускорения росту ВВП, то Минфин следует другой логике, продолжил Кудрин.
Кудрин отметил, что по оценкам Минфина, высвободившиеся у предприятий средства - порядка 1,5-2%ВВП, вызовут дополнительную инфляцию и, как следствие, снизят инвестиционную активность. Он уточнил, что речь идет о варианте замещения выпадающих от снижения НДС доходов за счет нефтегазовых средств государства: "Если вместо того, чтобы направить эти средства на пенсии, мы будем покрывать за счет них выпадающие доходы".
"Эффект (от снижения НДС на экономический рост) - 0,1%ВВП или ноль. Именно в этот трехлетний-четырехлетний исторический период, когда у нас есть проблема перегрева и инфляции, это добавляет инфляции", - заявил Кудрин.
"На 3,8% в плюс к прогнозу. Если мы в 2010 году снижаем НДС до 12%, можно на 3,8% повышать прогноз инфляции", - сказал вице-премьер, говоря об инфляционном эффекте такой меры. Далее, по его оценкам, эффект будет сохраняться, хотя и на более низком уровне.
Но, обратил внимание Кудрин, именно сейчас в этот период проблем с инфляцией это снижение ставки окажет влияние и на кредитные ставки, и на долгосрочность кредитования, и на инвестиционную активность. А ведь именно в этом нуждается, например, машиностроение - в долгосрочных кредитах под низкие ставки.
Помимо этого, снижение ставки опять увеличит спрос, который и так почти вдвое превышает темпы роста экономики, увеличит импорт, что отразится на платежном балансе - "в какой-то момент может даже возникнуть дефицит".
ПОДДЕРЖАТЬ НДС ПЕНСИЯМИ?
Кудрин подчеркнул, что проблема инфляции для предприятий первична, а НДС находится "на третьих-пятых местах".
Минфин просчитал несколько вариантов по снижению НДС с точки зрения замещения расходов, рассказал Кудрин. Помимо замещения выпадающих доходов нефтегазовыми деньгами можно заместить их с помощью сокращения расходов. "Какие расходы сокращать? Продуктивные расходы: дороги, образование, здравоохранения? То, что нужно рынку с точки зрения качества рабочей силы и инфраструктуры?" - отметил он. Дальнейшее ухудшение и стагнация этих сфер приведет к ухудшению экономического роста, предупредил Кудрин, имея в виду невозможность сокращения расходов по этим статьям.
И наконец, продолжил он, можно подумать о снижении НДС за счет сокращения социальных расходов. "Заплатим пенсиями, выплатами, социальными пособиями, которые мы сохраним на прежнем уровне?" - отметил Кудрин, имея в виду, что снижение ставки не позволит увеличить необходимые расходы в этих сферах.
По логике вице-премьера, сейчас Россия стоит перед серьезным выбором - поддержать ли пенсионеров или бизнес.
"Так вот я считаю, что это раньше пенсионеры могли ждать - с интересом смотреть на экономический рост, на повышение зарплат в образовании в здравоохранении, Но когда-то они должны сказать - а мы-то почему в рамках такого успешного роста, таких цен на нефть, у нас почему не происходит увеличения? Я считаю, что сейчас ситуация подошла к критической", - заявил он.
"Здесь мы зажаты в реальные перспективы, в очень серьезные тиски. Поэтому когда говорят, давайте снизим НДС, никто по большому счету не считает влияния всех обстоятельств", - констатировал вице-премьер.
НДС ОТ ЛУКАВОГО
Предложения по снижению НДС никуда не внесены, уточнил Кудрин. По его словам, только Минфин уполномочен вносить предложения по налоговой политике.
Кудрин также указал, что концепция долгосрочного развития, разработанная Минэкономразвития, предполагает существенное и быстрое увеличение расходов на здравоохранение и образование, в частности, в процентах ВВП. Даже без снижения НДС на это нет ресурсов, заметил Кудрин. Минэкономразвития при доработке своей концепции "должно будет учесть снижение доходов бюджетной системы в большей степени", сказал Кудрин.
"Оно должно будет, скорее всего, снять сокращение до 12%, потому что внесли они скорее всего так - от лукавого, потому что вносить они могли в концепцию то, что является согласованным для прогноза. Согласованным для прогноза это предложение не является", - отметил вице-премьер.
Отвечая на вопрос, готово ли Минэкономразвития снять свои предложения по НДС, Кудрин сообщил, что это решится на следующей неделе.
"Но как они могут настаивать, если решения такого (по снижению НДС) правительство не принимало. С этими предложениями не согласилось пока. Решения такого не было и оно в ближайшие недели, даже в течение месяца принято не будет, а стратегию нужно сдать", - заметил он.
По словам министра, включение несогласованных параметров стратегии - и есть лукавство. "Ни одно министерство, тем более Минфин это подписывать не может. Они так немножко слукавили - вбросили, думая, что им это поможет", - сказал Кудрин.