Бесик Пипия, обозреватель РИА Новости (Тбилиси).
Вот уже 16 лет не функционирует железнодорожная магистраль Сочи - Тбилиси - Ереван. Поезда перестали курсировать с началом военных действий в Абхазской автономии - с августа 1992 года. А после окончания войны в сентябре 1993 года Большой железнодорожный мост на реке Ингури, соединявший Абхазскую автономию с остальной Грузией, был взорван. Сепаратисты от реки Ингури до города Гали разобрали рельсы и продали их в Турцию в качестве металлолома. Ибо считали, что дорога в южном направлении им больше никогда не понадобится.
«Прелести» сепаратизма первой ощутила Армения. Государство оказалось в железнодорожной блокаде. От этого бюджет Армении стал нести ежегодно убытки в сотни миллионов долларов. Ереван первым заговорил о восстановлении абхазского участка железнодорожной магистрали, связывающей Армению и Россию. В Тбилиси и слышать не хотели о возобновлении сквозного железнодорожного движения через Абхазию до восстановления территориальной целостности Грузии.
Армянская сторона настойчиво продолжала поиск путей решения проблемы. Были задействованы самые различные каналы, привлечены к вопросу разблокирования дороги международные организации, известные в мире политики, представители бизнеса и т.д. И, возможно, результатом бурной деятельности армянских властей стала встреча в Сочи в 2003 году президентов России и Грузии. Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе договорились о восстановлении железной дороги от Сочи до Еревана.
На этот договор и ссылался постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, информируя Совет Безопасности ООН об участии российских военных в восстановлении железнодорожной инфраструктуры Абхазии. Эдуард Шеварднадзе подтвердил, что такая договоренность между Тбилиси и Москвой имела место. По итогам разговора двух лидеров была создана рабочая группа, но после ухода с президентского поста Эдуарда Шеварднадзе проект оказался замороженным.
Российские железнодорожные войска в количестве 400 человек появились в Абхазии ровно два месяца назад. На них обрушился шквал обвинений из Тбилиси: «фактическая оккупация», «военная интервенция», «ползучая аннексия»... Представители международных организаций выражали «обеспокоенность», «озабоченность», «опасения». Российские же власти акцентировали внимание на гуманитарном характере акции, сближении конфликтующих сторон, укреплении мер доверия... Военные строители, не обращая внимания ни на тех и других, работали, не покладая рук, за 60 дней отремонтировали железнодорожное полотно длиной в 50 километров, за это же время уложили 12 тысяч шпал, восстановили 20 мостов и тоннелей. И в среду, 30 июля, военнослужащих железнодорожных войск абхазские младшие братья и сестры с песнями и танцами проводили домой в Россию.
Однако говорить о сквозном открытии железнодорожного сообщения через Абхазию пока рано. Ведь дорогу восстановили наполовину до города Очамчира, до реки же Ингури, по которой проходит линия противостояния конфликтующих сторон, еще 50 километров. На этом отрезке пути состояние полотна остается плачевным: нет рельс, отсутствуют контактные сети.
Тем не менее, затрачены многие десятки миллионов долларов на восстановление дороги.
Глава внешнеполитического ведомства Абхазии Сергей Шамба говорит, что ветку обновляли для перемещения по ней миротворческих сил и техники. Лидер непризнанной республики Сергей Багапш добавляет, что дорога нужна для доставки щебня для строительства олимпийских объектов в Сочи. Президент Грузии Михаил Саакашвили считает, «что это делается для того, чтобы эта железная дорога пропускала танки и другую тяжелую технику».
Время покажет, кто из «прорицателей» был ближе к истине. Но как бы то ни было, Армении, больше других пострадавшей от прекращения железнодорожного сообщения с Россией, в ближайшем будущем не светит семафор на абхазском участке Грузинской железной дороги.
Мэр Москвы Юрий Лужков предлагал альтернативную железную дорогу «из армян в Московию»: через Иран, по Каспию - до Астрахани, а там - и до Москвы. Но просчитали лужковский вариант и прослезились. Товары за счет транспортных расходов становились поистине золотыми.
Остается удивляться, почему вот уже два с половиной года не могут установить новый шлагбаум на Верхнем Ларсе, чтобы приоткрыть Армении выход из железнодорожной блокады.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции