По вине иностранных усыновителей, начиная с 1996 года, погибло 15 российских детей. Последний трагический случай произошел в США 8 июля, когда Майлс Харрисон, приемный отец полуторагодовалого Димы Яковлева, оставил без присмотра в автомобиле под палящим солнцем. В результате ребенок погиб от жары, его приемный отец арестован по обвинению в непредумышленном убийстве.
Кто занимается устройством российских малышей в иностранные семьи и какие шаги предпринимает государство, чтобы избежать их гибели, РИА Новости рассказала директор департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки Алина Левитская.
- Алина Афакоевна, скажите, пожалуйста, в России за последние два года правила усыновления детей иностранцами упростились или, напротив, ужесточились?
- Ответ на этот вопрос далеко не однозначный. С одной стороны, принятие 654-го постановления в ноябре 2006 года позволило убрать лишние бюрократические преграды. То есть организациям теперь не нужно ежегодно получать разрешение на ведение деятельности по усыновлению.
С другой стороны, в этом же постановлении подробно расписаны процедура и все требования, предъявляемые к участникам процесса. В случае выявления нарушений, пусть даже незначительных, мы можем приостановить действие разрешения, для того чтобы дать возможность организации привести все в порядок. Если же имеют место серьезные нарушения, мы вправе поставить вопрос о прекращении деятельности этой организации в РФ.
- Сколько в России аккредитованных иностранных агентств, занимающихся усыновлением детей?
- Разрешение на осуществление деятельности по подготовке к усыновлению в РФ получила 71 организация. Среди них две государственные - Франция и Италия и 69 представительств некоммерческих неправительственных организаций из десяти стран. В настоящее время мы рассматриваем документы еще пяти ранее работавших на территории РФ организаций.
Кроме того, на заседании межведомственной комиссии по вопросам усыновления, состоявшейся 11 июля, было принято решение начать прием документов от организаций, которые ранее не работали в России.
- Как новые международные организации могут получить в РФ разрешение на усыновление?
- Всем государственным организациям разрешение мы выдаем. А негосударственные сначала должны зарегистрировать право на ведение некоммерческой деятельности в Федеральной регистрационной службе, после у нас в министерстве они получают разрешение на деятельность, связанную с усыновлением. Организация может получить разрешение, если ее документы соответствуют всем нашим требованиям, прошли согласование МИДа России, МВД России, Минюста России и Росздравнадзора.
- Не могли бы вы ознакомить нас с результатами проверок международных организаций в 2008 году?
- В текущем году министерство провело несколько проверок, в результате которых была приостановлена деятельность двух представительств организаций США и было принято решение о приостановлении деятельности еще одного испанского представительства, а также об отказе в выдаче разрешений на осуществление деятельности испанского и канадского представительств. В частности, были выявлены нарушения с непорядком в оформлении личных дел сотрудников представительства, несвоевременным представлением паспортных данных о работниках этих организаций, об использовании старых образцов печати в документах. На первый взгляд кажется, что это не такие уж серьезные нарушения. Но мы считаем, что любое нарушение тех условий и требований, которые сформулированы в 654-м постановлении, является серьезным нарушением. Раз все это оговаривается в документе, значит должно безусловно и безукоризненно исполняться. Такую позицию мы занимаем сейчас и будем занимать впредь.
- Расскажите об организациях, которые по результатам проверок могут лишиться права усыновления детей из РФ.
- Мы приняли решение уведомить наших коллег по межведомственной комиссии из МИДа, МВД, Минюста и Росздрава о том, что американское представительство "Фэмили энд Чилдрэнс Эйдженси, Инк." своевременно не информировало нас о гибели российской девочки, и почти год прошел со дня трагедии. Мы думаем, что наша позиция о запрете деятельности этой организации будет согласована и разрешение на ее деятельность по усыновлению в РФ будет отозвано.
- Американская некоммерческая корпорация "Фэмили энд Чилдрэнс Эйдженси, Инк." занималась устройством Валентины Замираловой, 2005 года рождения, которую в апреле 2006 года удочерили граждане США Э. Голдман и К. Янг. Информация о ее гибели в результате несчастного случая, произошедшей 8 июля 2007 года, поступила в Минобрнауки почти год спустя - 14 апреля 2008 года.
- Агентством было нарушено требование о незамедлительном информировании российской стороны о случаях гибели усыновленных детей. Мы считаем, что это факт, достаточный для того, чтобы поставить под сомнение готовность людей, работающих в этой организации, сообщать нам достоверную информацию и быть достаточно щепетильными в разного рода ситуациях, которые возникают во время процедуры усыновления. Кроме того, мы провели там проверку и обнаружили целый ряд других нарушений.
- Со стороны каких организаций по усыновлению наблюдается наибольшее число нарушений?
- У нас есть сложности по линии так называемого независимого усыновления, то есть самостоятельного, без помощи представительств иностранных организаций. Конечно, пока идет процедура усыновления, кандидаты в усыновители уверяют нас, что будут соблюдать все требования российского законодательства. Но как только ребенок оказывается за рубежом, то по линии независимого усыновления мы часто сталкиваемся с задержкой отчетов о жизни усыновленных детей, которые они должны нам присылать по прошествии 5, 11, 23 и 36 месяцев после усыновления в обязательном порядке, а дальше по усмотрению органа опеки и попечительства, откуда ребенок усыновлялся.
В отчетах нас обязаны информировать о развитии ребенка, о состоянии его здоровья, об условиях его проживания, о контактах с ближайшим окружением. К этому должны прилагаться фотографии, заключение социальной службы.
- Организации каких стран имеют больше всего задолженностей по отчетам перед российской стороной?
- По состоянию на 1 июля 2008 года у нас 2,1 тысячи задолженностей по отчетам об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных самостоятельно, без помощи представительств иностранных организаций. Больше всего усыновителей из США - 838, Франции - 664, Испании - 323, Ирландии - 95, Германии - 72 и из других стран - 132.
Стоит отметить, что это сведения, которые мы получили из 67 российских регионов. Если бы нам подали данные все 84 региона, то, наверное, это число было бы еще больше.
При этом с отчетами по линии аккредитованных организаций у нас практически нет проблем. Если они возникают, то быстро решаются, потому что организации понимают, что они рискуют оказаться в поле нашего зрения и лишиться разрешений.
- Какие меры принимает российская сторона в случае возникновения задолженностей?
- Мы обращаемся в центральные органы принимающей стороны, в наши дипломатические службы, посольства и консульские службы для того, чтобы они воздействовали на этих должников. Если ребенок усыновляется за рубеж, у нас должна быть уверенность, что ребенку там, по крайней мере, не хуже, а в идеале лучше, чем ему было в детском доме.
- Что в этой связи предпринимает государство?
- Мы делаем попытки внести изменения в российское законодательство. Первая часть наших усилий связана с тем, чтобы зарубежные кандидаты в замещающие родители проходили специальную подготовку, специальное психологическое тестирование. Вторая часть связана с тем, чтобы независимое усыновление, которое сегодня абсолютно легитимно в соответствии с российским и международным законодательством, было более серьезно регламентировано. Однако проходить такую подготовку, такое тестирование должны не только зарубежные, но и российские усыновители. Это справедливо. Система специализированных учреждений, которые бы занимались подготовкой замещающих родителей и психологическим тестированием, у нас пока только создается. В последние 2-3 года у нас появились службы в 42 субъектах России.
- До внесения поправок в законодательство планирует ли РФ заключать двусторонние договора со странами-усыновителями наших детей? В чем преимущества такого рода соглашения?
- Да, для нас это второй путь. Первый - добиться, чтобы независимое усыновление было жестко регламентировано, а второй - идти по пути заключения двусторонних договоров. Преимущества заключения договоров состоит в следующем.
Во-первых, в нем прописывается, что усыновление ребенка может осуществляться только при содействии уполномоченной организации (агентства), кроме случаев, когда усыновляют родственники.
Во-вторых, участники договора на взаимной основе могут регулировать количество организаций по усыновлению.
В-третьих, в договоре оговаривается, что кандидаты в усыновители, в обязательном порядке проходят подготовку и тестирование. Таким образом договор оказывается над законодательством обеих стран. Он имеет силу главного документа, на который мы ориентируемся.
В-четвертых, в случае прекращения деятельности организации обязанности по предоставлению отчетов и отслеживанию судьбы ребенка, гарантию, что с ним все будет хорошо, берет на себя центральный орган принимающей стороны. Это тоже оговаривается в договоре.
И, наконец, в-пятых, все вопросы отмены или переустройства ребенка в другую семью будут решаться только по согласованию с центральным органом страны происхождения ребенка (РФ). Для нас это тоже очень важно. В 654-м постановлении прописано, что о таких случаях нас нужно информировать незамедлительно, но не все организации это делают, не говоря уже о линии независимого усыновлении.
Если мы по этому пути пойдем и будем заключать договоры, то независимо от того, как будет продвигаться процесс по совершенствованию нашего законодательства, это реальный путь сократить случаи злоупотреблений, недобросовестного отношения со стороны и чиновников, и независимых усыновителей. То есть это вполне приемлемый вариант развития отношений в этой сфере между двумя государствами.
- Слышала, что Россия готовит соглашение с Италией. На какой стадии оно сейчас находится?
- Мы вступили в окончательную фазу. И по форме и по содержанию договор уже отработан, внесены последние поправки. Все министерства - МИД, МВД, Минздравсоцразвития и Минюст - должны поставить согласование на окончательном тексте. После этого мы представим его в правительство.
- С какими странами Россия в будущем планирует заключать двусторонние соглашения?
- Нам бы хотелось со всеми, куда едут жить российские дети. Мы обсуждали эту тему с представителями нашего МИДа, особенно после последнего трагического случая с Димой Яковлевым, и МИД готов нам помогать по своим дипломатическим каналам.
- Были ли случаи отмены международного усыновления и возврата детей в Россию?
- За последние два года такого не было. А вот факты переустройства детей из одной семьи в другую бывают. Конечно, плохо, что ребенок переводится из одной семьи в другую. Но для нас это подтверждение того, что организация и социальная служба по новому месту проживания ребенка очень ответственно относится к взявшим на себя обязательствам по устройству ребенка и если возникает ситуация, что ему в одной семье по какой-то причине не хорошо, они принимают решение о переустройстве его в другую семью.
- Каковы наиболее распространенные причины переустройства малышей?
- Бывают факты несовместимости ребенка с родителями. То есть родители оказываются недостаточно подготовленными к тому, чтобы адаптировать и социализировать ребенка к жизни в новых условиях. Порой родители начинают испытывать дискомфорт от того, что их дети не совмещаются с приемными детьми, возникают конфликтные ситуации, с которыми они не справляются и хорошо, что информируют об этом.
Во-вторых, большая часть детей - дети с отягощенным анамнезом, у них бывают проблемы с развитием, они долгое время бывают не вполне адекватны. Когда знакомишься с отчетами, то понимаешь, что даже те люди, которые прошли подготовку к роли замещающих родителей, оказываются не вполне к этому шагу готовы.
- Детей переводят из одной семьи в другую внутри одной страны?
- Да, обычно внутри одного города, округа. Они рассматривают различные варианты и выбирают семью для ребенка, но при этом они, конечно, обязаны нас об этом информировать. Как правило, они это делают. Но бывают случаи, когда они информируют нас с опозданием, постфактум.
- Иностранные усыновители чаще ли и с большей ли охотой берут детей с серьезными заболеваниями, чем российские?
- Да, можно сказать, что берут чаще. Потому что в США, например, государство берет на себя бесплатное медицинское обслуживание такого ребенка, операции бесплатны для семьи усыновителя. И более того, государство оказывает большую поддержку семье по обеспечению такого ребенка образованием. И конечно, когда это соотносишь с ситуацией нездоровья наших детей, особенно социальных сирот, у которых родители хронические алкоголики и наркоманы, бомжи, то понимаешь, какое это часто бывает дорогостоящее лечение. Российский усыновитель и рад бы всей душой взять этого ребенка, но он честно оценивает свои возможности и понимает, что ему это может быть не по силам. А зарубежные усыновители в этом смысле оказываются в более предпочтительном положении, и мы знаем очень много случаев благородного поведения иностранных усыновителей. Порой понимаешь, что если бы ребенок остался в нашем детском доме, то он мог бы остаться пожизненным инвалидом. А после лечения за рубежом становится полноценным человеком. На этом фоне даже одна спасенная и выведенная на траекторию жизни детская судьба дорогого стоит.
- Что делается в России, чтобы поддержать семьи, берущие на себя заботу о ребенке с серьезным заболеванием?
- Многие субъекты РФ принимают свои законы, которые замещающей семье, берущей ребенка-инвалида, оказывают значительно большую поддержку, чем семье со здоровым ребенком. Это дело большой социальной значимости. Это очень важно.
- Какая форма семейного устройства детей-сирот сегодня наиболее популярна в России?
- Если посмотреть на рейтинг всех форм семейного устройства в нашей стране в 2007 году, то у нас на первом месте стоит опека (попечительство) - 90,7 тысяч детей. На втором - приемная семья (в последние 3 года) - 20,9 тысяч детей. И на последнем месте - усыновление - 14 тысяч детей. Хотя усыновление самая предпочтительная форма по Семейному кодексу. Усыновлений в этом году в России чуть меньше, чем в прошлом (почти 14,5 тысяч детей), зато отечественное усыновление более, чем в два раза превышает иностранное (9,5 тысяч и 4,5 тысячи детей соответственно).
- Чем объяснить, что самая предпочтительная для ребенка форма семейного устройства (усыновление) у нас в стране занимает последнее место?
- Мы внимательно анализируем и отслеживаем ситуацию с усыновлением. В семье на усыновленного ребенка распространяются те же права и обязанности, как и на кровных детей. Кроме того, степень ответственности в случае усыновления более мощная, чем, например, в приемной семье.
Во-вторых, усыновители, как правило, хотят взять в семью детей раннего возраста и чуть ли не грудничков. А банк данных грудничков у нас очень небольшой и во многих субъектах РФ выстраивается очередь на детей этой категории.
- Детей какого возраста усыновляют чаще всего?
- У нас самой востребованной возрастной категорией являются дети до трех-пяти лет. А вот детей после семи лет берут плохо, особенно российские усыновители.
- За последние три года количество приемных семей в России увеличилось более, чем в пять раз (с 4 до 21 тысячи детей). Это результат целенаправленной государственной политики?
- Да, на государственном уровне целенаправленно принималось решение о поддержке именно приемной семьи. Она получает единовременное пособие на ребенка в размере не менее 8 тысяч рублей, ежемесячные выплаты на содержание ребенка - не менее 4 тысяч рублей, еще она получает зарплату. То есть мы сделали ставку на приемную семью как на профессиональную семью, которая при поддержке государства берет на себя обязанность вырастить и воспитать ребенка, помочь ему успешно войти во взрослую жизнь, иными словами, во всех смыслах пройти социализацию. И государство поддерживает такую профессиональную семью. Хорошо это? Хорошо. Результат есть? Без сомнения. Потому что в 2005 году у нас было 4 с небольшим тысячи, а в 2007 почти 21 тысяча. Это значительный рост. Правильно стратегия была выстроена? По результатам трех лет можно сказать, что правильно.
- В последние годы в стране сокращается число детей, воспитывающихся в детских домах, соответственно уменьшается количество учреждений для детей сирот. Ставит ли Минобрнауки перед собой цель закрыть все детдома в стране?
- Ни в коем случае. Перед нами не стоит такой задачи, потому что есть дети, которые не хотят покидать интернат, особенно подростки после 12 лет, а есть очень больные, которых вряд ли возьмут. Наша забота состоит в том, чтобы создать этим детям условия достойные и максимально приближенные к условиям в хорошей семье. И это в нашей работе важное и стратегическое направление.
Повторюсь, у нас нет цели кавалерийской атакой все детдома и интернатные учреждения закрыть. У нас полное понимание того, что они всегда будут. Другое дело, что не во всех детдомах ребенку комфортно - это правда. Но есть детдома, где очень хорошие коллективы. Есть случаи, когда дети, учась уже в институтах, едут на каникулы в детдом как к себе домой. Хотя им, совершеннолетним, там не положено находиться, но они приезжают в гости, потому что мощные нити, которые их связывают, сохраняются на всю жизнь.
- Не остаются ли сотрудники детского дома безработными, когда всех детей из их учреждения разбирают семьи?
- Когда коллектив высвобождается, то многие умные руководители в субъектах идут по пути создания на базе этих коллективов тех самых профессиональных служб, о которых мы говорили - они занимаются подготовкой замещающих родителей. В этой ситуации люди, которые не призваны заниматься этим профессионально, уйдут. А те, кто ощущают себя призванными профессионально и с человеческой точки зрения, будут и дальше, пусть это уже не детский дом, а профессиональная служба, продолжать с такой семьей работать, потому что это их призвание. И в этом мы тоже видим смысл нашей работы. Мы помогаем этим службам и разрабатываем для них методические рекомендации.
По данным Минобрнауки, в 2007 году число воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот сократилась на 14,5 тысяч человек по сравнению с 2006 годом и составило почти 103,3 тысячи человек. Соответственно уменьшилось число детдомов и школ-интернатов до 1688 (в 2006 году - 1770 учреждений).
К 2010 году, согласно прогнозу органов исполнительной власти субъектов РФ, за счет развития семейных форм устройства детей, количество учреждений для детей-сирот и воспитывающихся в них планируется сократить в 1,3 раза: число учреждений - на 400, число детей в них - примерно на 35 тысяч человек.