Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости, (Сингапур).
Происходит это раз в год, в конце июля: Россия и 10 стран Юго-Восточной Азии говорят друг другу (на уровне министров иностранных дел), как развиваются их отношения и куда их развивать дальше.
Выглядит этот разговор довольно однообразно, и не слишком оптимистично. Потому что с политикой у нас с АСЕАН все в порядке, а с экономикой - не очень. 6 миллиардов долларов в год на всю десятку стран - небольшая радость. Особенно если учесть, что рост торговли во многом произошел за счет падения курса доллара, и что локомотив тут - продажи вооружений.
А все вместе наводит на сложные мысли о будущем России в завтрашнем мире. Потому что похожая картина с Индией, и еще с несколькими крупными странами или регионами.
Мероприятие, о котором речь, проводится в рамках «асеановской недели», когда сначала 10 министров иностранных дел АСЕАН общаются между собой, потом приглашают к разговору своих партеров, включая США, Китай, Японию, Россию и т.д.: все вместе - ключевое событие для понимания того, куда движется Азиатско-тихоокеанский регион. В прошлый раз это действо проходило в Маниле, в этот - в Сингапуре.
Встреча 11 министров (10 асеановцев и один Сергей Лавров) шла не дольше, чем аналогичные заседания «десятки» с Китаем, или с США, или с прочими партнерами. Сначала - краткий «отчет» гостя, потом высказывания кого-то из 10 хозяев. Но что бы кто ни говорил, 6 «российских» миллиардов несравнимы с тем, что 10 стран ЮВА имеют не только с Китаем или США, но даже с Новой Зеландией. Хотя дело и компенсируется традиционной активностью Москвы по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями.
Добавим к этому то, что большая часть этой суммы приходится на Индонезию, Малайзию и Сингапур. А АСЕАН как организация, как механизм по ускоренному вхождению России в политику и бизнес Юго-Восточной Азии, сначала очаровывал, а теперь привычно разочаровывает Москву.
Посмотрим, чем занят этот механизм сотрудничества. В прошлые разы он выработал три важных документа - декларацию о совместном партнерстве, и еще соглашение о сотрудничестве в экономике, и комплексную программу сотрудничества. А сейчас в Сингапуре была одобрена «дорожная карта» совместных действий, смысл которой - в наличии там конкретных сроков и фамилий ответственных за исполнение. А без этого, тысяча чертей, прежние вышеперечисленные документы не работают.
Отношения России и АСЕАН - достаточно характерный и типичный феномен, который показывает, как сложно России значить что-то в тех регионах мира, куда не дотянуть трубопровод. Но не «Газпромом» же единым, и не «Роснефтью» нам жить дальше. Чем еще богата наша страна? Правильной внешнеполитической философией? Да, она выигрышна, и для АСЕАН (и не только) политически ближе именно Россия, как и, скажем, Китай или Индия. Но один процент во всей внешней торговле АСЕАН - это один процент (а именно так выглядит экономический «вес» России в регионе). Вот у Австралии с АСЕАН политические отношения не в пример хуже (пока Австралия не откажется, наконец, от менталитета «форпоста Запада на Востоке»). Но благодаря мощным торговле и туризму Австралия для асеановцев разных стран все равно ближе.
Где наши перспективы? В дальнейших продажах вооружений? Да, похоже. В сооружении в ЮВА атомных электростанций? Возможно. Но в целом все зависит от активности российского бизнеса в этих краях, и еще от туризма, то есть от широкого общения как можно большего числа людей, скажем так - от степени глобализма российского общества. Пока этого нет, будем принимать новые дорожные карты по выполнению старых соглашений о сотрудничестве.
Лакмусовый тест ситуации - история с саммитами Россия - АСЕАН. Сегодня в Сингапуре речи о саммите-2008 в конце года опять не шло. Первый и последний состоялся в 2005 году.
Дело в том, что 3 года назад Москва добилась повышения своего статуса в общении с «десяткой». Это была дипломатическая победа высокого класса. Россию ввели в узкий круг «партнеров АСЕАН по саммитам» - с США такие, например, не проводятся.
Но посетивший саммит-2005 Владимир Путин на следующий год обнаружил в тексте своей будущей речи ровно ту же фактуру, что и год назад. Отчего - смотри выше: а нет ничего нового, ситуация топчется на месте, что же обсуждать? И тогда российский президент сказал, что впустую участвовать в саммитах не будет.
На дипломатическом языке это можно было бы выразить так: проведение саммитов с АСЕАН надо связывать с конкретными событиями и достижениями сотрудничества, настоящими и будущими.
Это, конечно, экстремальный жест. Но такого рода случаи клятв и обетов во всемирной истории случались - и не только во время крестовых походов. Мало кто помнит сегодня, например, откуда взялась борода у кубинского лидера Фиделя Кастро. Кстати, если встретиться с ним лично и оценить его не по бородатому лицу, а по тону голоса и манере говорить, то перед нами - отлично воспитанный и любезный испанский сеньор - кем он, собственно, и был в молодости. Но далее он однажды дал клятву не стричься и не бриться, пока не победит революция. Заросшие до глаз «барбудос», взявшие власть на Кубе, лишь слегка подстригли после победы свою лицевую растительность - образ к ним попросту «прилип».
Конечно, смена президентов - удобный повод, чтобы поменять образ или стиль внешней политики на том или ином направлении. Но, если судить по сингапурскому заседанию, тут у нас все еще впереди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции