Рейтинг@Mail.ru
Глава МИД Сербии: Россия - наш самый близкий друг и союзник - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глава МИД Сербии: Россия - наш самый близкий друг и союзник

Читать ria.ru в
Дзен

Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич накануне визита в четверг в российскую столицу рассказал в интервью РИА Новости об аспектах двустороннего сотрудничества с РФ и внешнеполитических приоритетах своей страны. Беседовал Николай Соколов.

- С какой целью Вы приезжаете в Москву?

- Немногим более недели назад было сформировано правительство Сербии, которое будет работать следующие четыре года. Принимая во внимание тот факт, что  Российская Федерация является одним из наших самых близких друзей и партнеров, естественно, что министр иностранных дел Сербии в максимально возможно краткие сроки после формирования нового правительства посетит Москву.

В России будет проведена серия важных переговоров, прежде всего, о продолжении наших совместных действий на международной политической арене по вопросу Косово и Метохии, что для нашего правительства является абсолютным внешнеполитическим приоритетом. Конечно, остается большое количество и других двусторонних вопросов, по которым мы будем общаться с моим коллегой Сергеем Лавровым и остальными участниками переговоров.

Прежде всего, это двустороннее сотрудничество  в сфере энергетики, но также и культурное и экономическое сотрудничество, которое до сих пор велось на исключительно высоком уровне. Надеюсь, что новое правительство будет продолжать и развивать достижения предыдущего правительства.

- Вице-премьер и министр экономики Сербии Младжан Динкич неоднократно говорил о том, что сербская сторона намерена пересмотреть подписанный в Москве протокол к двустороннему нефтегазовому договору. Речь идет прежде всего о цене за предприятие "Нефтяная индустрия Сербии" (НИС), 51% акций которого будет продан «Газпром-нефти». Кроме того, по словам Динкича, нужно дополнительно проработать  темы сбережения окружающей среды и демонополизации рынка нефтяных дериватов. Почему эти вопросы не были согласованы до 25 января, когда состоялось подписание нефтегазового соглашения между двумя странами?

- Во-первых, подписание энергетического документа с РФ является абсолютным государственным приоритетом для нашей страны. И мы руководствуемся этими стратегическими приоритетами при проведении государственной политики. Сам базовый договор подразумевает, что договоренность по вопросам цены и сопутствующим протоколам, в том числе по теме защиты окружающей среды, будет достигнута. Все это вещи не столь большого значения по сравнению с этим базовым документом, который будет ратифицирован на этой неделе в парламенте Сербии. Договор между Россией и Сербией о сотрудничестве в энергетической сфере приоритетен и имеет высшую стратегическую важность для нашей страны. Он будет ратифицирован и подлежит исполнению.

Что касается этих объективно второстепенных по важности вопросов по сравнению с базовым соглашением, они будут тем или иным образом согласованы нашими рабочими группами. Я уверен, что мы найдем общий язык, и энергетический договор будет реализован в полном объеме, потому что он имеет жизненно важное значение для нашего государства.  Наш президент неоднократно об этом говорил. Я абсолютно уверен, что, все фундаментальные принципы этого документа будут в полной мере выполнены, что принесет нашим государствам экономическую и геостратегическую пользу.

По этому вопросу нет разногласий, и это одно из самых важных сообщений, с которым я приеду в Москву - для исполнения нашего энергетического договора препятствий нет.

- Как бы вы охарактеризовали нынешние отношения между Сербией и Россией в сфере политического сотрудничества?

- Как самые близкие. Россия наш самый близкий друг и союзник в одном из самых важных вопросов - внешнеполитическом, которым в данный момент поглощена вся наша страна. Это и продолжение дипломатической борьбы за сохранение суверенитета и территориальной целостности Сербии. Россия до сих пор была твердым и принципиальным союзником по этому вопросу, и мы ожидаем, что она останется таким же союзником и в будущем.

Во внешней политике Сербии существуют два приоритета. Первый - сохранение территориальной целостности в контексте сохранения Косово и Метохии. Россия была нашим первым союзником в этом вопросе. Второй - ускорение европейской интеграции, что значит  вступление в Евросоюз. И в этом вопросе мы до сих пор также пользовались поддержкой России.

Надеюсь, что Москва продолжит этот курс по обоим направлениям. Но детали этой поддержки станут предметом переговоров во время моего визита в российскую столицу.

- Что может измениться в отношениях между Сербией и Россией после вероятного вступления вашей страны в Евросоюз?

- Я надеюсь, что Сербия как можно раньше станет членом Европейского Союза. И в ЕС у России не будет более близкого друга, чем Сербия. Это я вам гарантирую. У России будет более твердый и внятный голос в ЕС, чем раньше. Я полагаю, российское руководство знает об этом, и это одна из причин поддержки Сербии по вступлению в Евросоюз со стороны России.

Но срок вступления определить крайне трудно. Мы ожидаем, что это произойдет в ближайшие несколько лет. Нам нужно преодолеть тяжелый процесс необходимых административных реформ для соответствия критериями стран-членов ЕС. Амбиции нашего правительства заключаются в том, чтобы в течение этого четырехлетнего мандата приблизиться к членству в ЕС практически на расстояние вытянутой руки.

- Есть ли в отношениях между Белградом и Москвой какие-то сферы сотрудничества, которым необходимо придать дополнительный импульс?

- Наши двусторонние политические отношения уже настолько тесные, что мне не верится, что они могут стать еще ближе. Они на максимально возможном близком уровне и их необходимо здесь и удерживать. Культурного взаимодействия никогда не может быть мало, это же можно сказать и об экономическом сотрудничестве. Чем больше связей будет налажено в этих сферах, тем лучше.

Накануне последних парламентских выборов в Сербии я разговаривал с господином Лавровым. Я ему сказал, что выборы имеют важнейшее стратегическое значение для страны: по большому количеству вопросов они будут иметь характер референдума. Но существуют два вопроса, по которым будет соблюдена преемственность, несмотря на имя победителя. Это политика в отношении борьбы за сохранение Косово и политика в отношении России. Эти две вещи всегда были константой. Люди в Сербии расходятся по разному кругу вопросов, но вокруг этих двух пунктов в стране полное согласие, они нас объединяют.

- Как вы оцените реализацию специального Плана действий, который ввела Сербия после событий 17 февраля, когда албанские власти в Приштине в одностороннем порядке провозгласили независимость Косово?

- Наши дипломатические усилия были направлены на то, чтобы минимизировать эффекты от нелегального одностороннего провозглашения независимости приштинских властей. Мне кажется, что план был достаточно успешен. Намного меньшее количество стран, чем ожидалось ранее, признали нелегально провозглашенную независимость. Косово не стало членом ни одной важной международной организации. Косово признали меньше одной пятой от всех стран мира. В ближайший период мы намерены динамично использовать меры дипломатического характера, которые будут меняться в зависимости от ситуации. Но всегда при этом нашей целью будет максимизация ресурсов по защите суверенитета и территориальной целостности государства.

Подчеркну, что одним из самых важных элементов дипломатической борьбы станет наше предложение о резолюции в сентябре на Генеральной ассамблее ООН. Мы затребуем, чтобы Генассамблея высказалась о постановке вопроса в Международном суде правды, легально ли Косово провозгласило независимость в контексте норм международного права? И я полагаю, что Россия окажет нам здесь поддержку, как оказывала ее ранее. Голос РФ и активное лоббирование при постановке такого вопроса Международному суду для нас очень важны - это один из главных элементов нашей внешней политики. Думаю, это могло бы принести победу Сербии. Эта тема также будет затронута в ходе моего визита в Москву.

- Вы верите в то, что Международный суд вынесет справедливое решение в пользу Сербии?

- После наших глубоких и всесторонних консультаций, размышлений и советов с бывшими членами этого органа, действительно являющихся экспертами международного права могу сказать, что суд не сможет согласиться с тем, что Косово провозгласило независимость в соответствии с нормами международного права. Провозглашение независимости Косово - это этнически мотивированная попытка сецессии признанного международным сообществом государства вопреки воли СБ ООН. Это попросту нелегально. Мы не откажемся ни от Косово, ни от политической и дипломатической борьбы за сохранение целостности Сербии. И мы крайне благодарны РФ за принципиальную и братскую поддержку по этому вопросу.

- Рассматривается ли еще Сербией план раздела Косово?

- Сербия всегда будет уважать правила международного права. Контактная группа, членом которой была Россия, играла лидирующую роль в переговорах и в самом начале переговорного процесса открыто заявила, что раздел Косово не является одним из приемлемых решений.

Таким образом, мы приняли эту озвученную позицию, по которой высказалась Контактная группа, что очень важно с Россией в составе, и этот план на столе не лежал.

Для нас приемлемым  является тот шаг, который отвечает нормам международного права, прежде всего резолюции 1244 СБ ООН. Но, в конце концов, любое приемлемое для обеих сторон решение намного лучше какого-либо другого решения, которое одна сторона полностью отвергает.

Единственным разумным решением станет то, по которому придут к согласию все заинтересованные стороны, и которое получит одобрение в Совете безопасности ООН.

- В чем заключается главная ошибка последних лет, в результате которой проблема отделения Косово приобрела столь значительные масштабы?

- Самую большую ошибку сделали те, кто с самого начала говорил о том, что может существовать только одно единственное решение конфликта - предоставление Косово независимости. Говорю вообще обо всех, кто делал подобные публичные заявления, в том числе и о международном посреднике Марти Ахтисаари. Они создавали препятствия при поиске компромиссного решения. Албанцы с самого начала хотели независимости, а Сербия говорила, что это неприемлемо. Но из-за тех постоянных публичных заявлений  албанцы попросту были уверены в том, что получат свое, вне зависимости от хода переговоров. Они получили поддержку и только и ждали конца этих переговоров.

Делавшие ободрительные для албанцев заявления представители международного сообщества виноваты в том, что переговоры завершились безрезультатно.

Нам нужно компромиссное решение, которое устроит Белград, Приштину и получит подтверждение в СБ ООН. Россия была самым конструктивным и самым сильным игроком, который действовал в этом направлении, мы это чрезвычайно ценим.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала