С финансовым директором «Рамблер Медиа» Артуром Акопьяном о тенденциях бизнеса в Интернете беседовала корреспондент РИА Новости Елена Зленко
- Недавно «Рамблер» раскрыл отчетность за первый квартал. Могли бы вы дать прогноз на весь 2008 год?
- Прогноз по выручке на 2008 год был дан в диапазоне от 100 до 110 миллионов долларов. Сейчас, с учетом экстраполяции тех трендов, которые мы видим в первом квартале, когда консолидированная выручка составила почти 23 миллиона долларов, и с учетом формирующихся показателей второго квартала, можно уверенно говорить о том, что прогноз на год абсолютно реалистичен. По завершении второго квартала мы, наверное, будем озвучивать новый прогноз. Однако говорить о том, что он может быть пересмотрен в сторону повышения, пока рано. Ведь мы только подвели апрельские итоги, видим динамику в мае и у нас есть понимание продаж, намеченных на июнь.
- Когда именно может быть пересмотрен прогноз?
- Очередное обновление данных мы намерены сделать в конце июля - начале августа. Мы назовем предварительные показатели по полугодию вместе с выручкой, EBITDA, капвложениями для того, чтобы продемонстрировать максимально прозрачную информацию.
Вообще, «Рамблер» со своей стороны в последнее время всячески пытается подтолкнуть рынок к транспарентности, поскольку нас не устраивает качество фигурирующих на нём оценок. Например, по поводу объемов рынка можно услышать самые разные и зачастую противоречивые сведения. Нас не устраивает качество той информации, которую сообщают о себе наши конкуренты, которые не являются публичными компаниями. Надеюсь, что ситуация в плане оценки рынка будет постепенно меняться, особенно учитывая возможность выхода на биржу других интернет-компаний.
- То есть в контексте обсуждающихся в СМИ предстоящих IPO «Яндекса» и Mail.ru вы ожидаете новостей в отношении их финансовых результатов?
- Да. Все, наконец, увидят правильные цифры на этом рынке, поскольку компании вынуждены будут разместить свои показатели в проспекте эмиссии. Только тогда и можно будет реально оценить и размер рынка, и как он делится между большой тройкой игроков. Будет ясна пропорция.
Возвращаясь к теме транспарентности, хочу сказать, что в своей годовой отчетности мы первый раз дали четкую и правильную разбивку выручки по разным типам. Она складывается из пяти строчек. Это дисплейная баннерная реклама, контекстная реклама (то, что было заработано на поиске «Рамблера» и в партнерской сети «Бегуна»), выручка от прочей рекламы на других носителях, которая не укладывается в классическое понимание контекстной и дисплейной рекламы. Есть, наконец, мобильный сегмент и прочая выручка (в нашем случае - непрофильная). И когда мы говорим о качестве данных, которые разные компании сообщают на рынок, мы хотим подтолкнуть участников рынка on-line рекламы к тому, чтобы эти цифры всеми рапортовались честно. Тогда можно будет говорить и о пропорциях, и о реальных темпах прироста рынка on-line рекламы и о месте тех или иных игроков на этом рынке.
- Как Вы видите распределение выручки в общей структуре группы от различных сегментов вашего бизнеса в 2008 году?
- Реклама генерирует более 90% выручки «Рамблера». Больше половины выручки в общей корзине группы компаний «Рамблер медиа» ожидается от контекстной рекламы благодаря тому, что в 2008 году мы консолидируем полный год «Бегуна». «Рамблер» является мощным генератором трафика для «Бегуна», это так называемый поисковый трафик, который довольно выгодно продается. Но наряду с этим «Бегун» получает значительные обороты от партнерской сети.
- «Бегун» привлекательный актив с точки зрения его прибыльности?
- Да, «Бегун» действительно развивается опережающими темпами. По выручке от контекстной рекламы он на втором месте после «Яндекса». Все остальные игроки на этом рынке имеют просто микроскопический размер. При этом «Бегун» является лидером по размеру своей партнерской сети и по количеству тех показов, которые проходят через эту сеть. И хоть по выручке Бегун не является лидером, я думаю, развиваться он будет очень динамично.
- Рассматриваете ли вы увеличение своей доли в нем?
- «Рамблер» никогда не скрывал своей потенциальной заинтересованности в том, чтобы докупить до 100% в этой компании. Другое дело, насколько реальная ситуация к этому располагает. За 18 миллионов долларов в августе 2007 мы получили контроль, докупив еще 25% в этом предприятии. До этого инвестировали в первый пакет акций около 800 тысяч долларов. В финансовом смысле это были абсолютно оправданные инвестиции. Можно сказать, что помимо денег «Рамблер» дополнительно инвестировал свои возможности ведения бизнеса, например, передав «Бегуну» эксклюзив по монетизации своего поискового трафика, что само по себе является ценным ресурсом для любой партнерской сети, построенной на таких принципах. Потенциально мы были бы готовы выкупать до 100% в «Бегуне» и никогда не делали из этого секрета. Однако этот актив демонстрирует такую динамику, что многое зависит от желания другой стороны продавать и от того компромисса, который можно найти по цене.
- Ведутся ли переговоры с другим акционером «Бегуна» по выкупу дополнительной доли?
- С группой «Финам» мы находимся в постоянном диалоге, причем не только по «Бегуну». Нас связывают партнерские, теплые и очень конструктивные отношения по многим аспектам. Например, мы сотрудничаем по проекту «Мамба» (сразу хочу оговориться, что мы не пытаемся купить «Мамбу»). Однако говорить о каких-то результатах переговоров пока рано.
- Расскажите о дивидендной политике «Рамблера».
- Ситуация простая. По сложившемуся на рынке мнению развивающиеся компании обычно дивиденды своим акционерам не выплачивают, до тех пор, пока есть возможность для эффективного реинвестирования средств. Иногда, правда, бывает, что компании принимают решение о выплате дивидендов, например, в связи с чрезмерно низкими котировками акций, для того, чтобы поддержать котировки. Я думаю, что к «Рамблеру» все это не очень применимо.
Менеджмент Рамблера считает, что мы могли бы направить большую часть своих денежных резервов, которые составляют около 30 миллионов долларов, на развитие компании, например, на покупку каких-то более мелких игроков. Мы считаем, что в ближайшее время «Раблеру» не грозит замедление темпов развития.
- До определенного момента. Но ведь наступит и фаза, когда этот столь стремительно растущий сегмент рекламного рынка стабилизируется
- Такой момент наступит не раньше, чем через три года. А пока рынок, на котором мы работаем, рынок контекстной и баннерной рекламы, растет сумасшедшими темпами. Предполагается, что баннерная реклама в 2008 году вырастет в на 50-60%, рынок контекстной - еще более высокими темпами. В ближайшие несколько лет мы планируем сохранять и поддерживать такие темпы роста и со своей стороны озвучили определенные оценки. Мы считаем, что в 2010 году объем рынка on-line рекламы составит порядка миллиарда долларов, и мы собираемся на нем занять существенную позицию. После этого, действительно, мы придем к ситуации, когда мы будем расти по 20-25% процентов в год. Тогда можно будет задуматься и о дивидендах, а пока у нас другие планы.
- Если говорить о реинвестировании, на что «Рамблер» намерен потратить средства в 2008 году?
- В отношении приобретений известно, что на рынке сейчас мало компаний, которые по качеству подходят для такого рода экспансии.
- Рассматриваете ли вы возможность покупки «Одноклассников»?
- У нас, безусловно, вызывают интерес проекты в области социальных сетей. Но в этой связи есть ряд вопросов, связанных с тем, во сколько они (социальные сети) оценивают себя в данный момент. Сейчас эти проекты довольно хорошо раскручены, у них есть четкое понимание того, за сколько они хотели бы продаться. Отнюдь не факт, что наши точки зрения на оценку такого рода проектов совпадают. Ведь ключевой момент в этих рассуждениях заключается в том, что у этих проектов есть действительно большая аудитория, и они генерируют большой трафик.
Однако не только в России, но и на мировом рынке социальные сети не доказали свои возможности эффективно его монетизировать, к тому же их темпы прироста несколько замедляются. Поэтому, с одной стороны, мы можем сталкиваться с завышенными ожиданиями, а с другой - мы можем со своей стороны консервативным образом оценивать коммерческие перспективы такого рода проектов. Как я уже сказал, социальные сети у нас интерес вызывают, мы на это всё внимательно смотрим, но конкретно покупку какого-то проекта я сейчас ничего не подтвердить, ни опровергнуть не могу.
К этому хотелось бы также добавить, что Интернет пережил несколько волн интереса к различным проектам, технологиям, приложениям. Поэтому каждый раз, когда появляется новая тема, мы внимательно рассматриваем возможные перспективы. Как мы понимаем, интернет-сфера удовлетворяет некоторое количество базовых потребностей людей: потребность в общении, потребность в развлечении, в поиске информации и т.д. И в настоящий момент портфель продуктов «Рамблера» уже достаточно силен, чтобы привлекать миллионы ежедневной аудитории в день и десятки миллионов аудитории на свои проекты в месячном исчислении.
- То есть было бы эффективней не покупать, а развивать уже существующие продукты «Рамблера», отвечающие этим базовым потребностям интернет-пользователей?
- В этом есть определенная мистика. Дело в том, что у «Рамблера» есть свои социальные сети, которые по причинам маркетингового характера не стали столь же популярными, как, например «Одноклассники.ру» или «Вконтакте.ру». В результате самыми массовыми оказались именно эти сервисы. Та же самая ситуация происходит у других игроков, например, у «Яндекса», или у Mail.ru. То есть они тоже вовремя предсказали эту тенденцию, однако получить преимущество от этого ни мы, ни они в общем-то не смогли. В этом и есть элемент непредсказуемости в интернете и, наверное, в этом есть даже определенная красота нашего бизнеса. Мы анализируем ситуацию вокруг себя, постоянно ищем партнерства. Но вместе с тем мы понимаем, что есть ряд общемировых тенденций, которые в российский интернет идут из-за рубежа. И наша задача - выявить эти тенденции и вступить в какие-то партнерские отношения с существующими проектами как можно раньше.
- В этой связи рассматриваются, как я понимаю, и зарубежные партнерства?
- «Рамблер» в последнее время заявил о концепции открытого портала, мы говорим о том, что не стесняемся, а, наоборот, приветствуем партнерства, и в том числе с западными игроками. Все это направлено на то, чтобы предложить своей аудитории широкую линейку возможных продуктов, решений. «Рамблер» является исторически первой компанией, которая добилась успеха на почве международных, интернациональных партнерств. Rambler-ICQ - это история, которая всем хорошо известна, и к настоящему моменту это единственная крупная история на российском рынке. Конечно, мы и дальше намерены работать по развитию подобных проектов.
- А как обстоит дело с пересмотром соглашения с ICQ?
- Мы не считаем, что пересмотр договоренностей с America Online является крупным информационным поводом, это достаточно рядовое событие. Мы посчитали нужным сообщить данные по выручке ICQ, продаваемой здесь, в России, в 2007 году. Эта цифра колеблется в диапазоне от 5 до 6 миллионов долларов, и хоть сама по себе является серьезной величиной, но она не слишком материальна на фоне предполагаемой выручки «Рамблера» в 2008 году. ICQ для нас, безусловно, важный проект в смысле привлечения дополнительной аудитории, у этого проекта высокий профиль, и, кроме того, ICQ имеет самые сильные позиции как instant messaging, получая мощную медийную поддержку от «Рамблера».
- С чем связывают в компании нынешнюю прибыльность «Рамблера» по сравнению с прежней его убыточностью - в больше степени с более активным новым менеджментом или как-то меняется политика вашего главного акционера?
- «Проф-Медиа» участвует в управлении компании через совет директоров, но не участвует в операционном управлении на ежедневной основе. Все те результаты, которые мы продемонстрировали в 2007 году и первом квартале 2008 года, возникли не на пустом месте. Компания выросла не только потому, что растет рынок. Качество управления и в том числе качество корпоративного управления существенно выросло. Предыдущая команда топ-менеджмента тоже сделала большую работу - они работали в агрессивных условиях, они создавали эту компанию, собирая её по частям, выводили ее на биржу... Но на каждом этапе развития компании нужны разные менеджеры, потому что у компании существуют разные стадии жизненного цикла. Мы сейчас находимся на такой стадии жизненного цикла, когда нужен сильный операционный менеджмент. И определенные результаты мы уже показываем. Конечно, результаты 2007 года мы воспринимаем позитивно и на 2008 год мы тоже смотрим с оптимизмом.
- Обсуждаются ли вопросы продажи какого-либо направления вашего бизнеса?
- Компания в режиме полной открытости сообщила, что теперь некоторые направления мы не будем считать для себя стратегическими. Например, damochka.ru. Эта компания не вписывается в наш портфель активов и, вполне возможно, будет продана. Однако ни цену, ни сроки мы по этой сделке пока не называем.
- А что касается сделки по Index20? Планируется ли передать еще какую-то долю?
- Сделка с Index20 заключалась в том, чтобы отдать в руки других профессиональных людей (рекламному агентству IMHO VI и холдингу Видео Интернешнл - ред.) канала дистрибуции нашей баннерной рекламы. Мы фактически передали на аутсорсинг функцию продажи баннерной рекламы. Передавая на аутсорсинг эту функцию, которую раньше мы выполняли сами, «Рамблер» получил возможность сосредоточиться на том, что является ключевой его компетенцией. Это работа с аудиторией, развитие продуктов, выпуск новых версий наших успешных сервисов. Данная сделка просто позволяет нам эффективнее мобилизовать усилия на определенных направлениях с целью стремительного развития бизнеса.
- Каковы планы на опцион на обратный выкуп?
- Опционы - это лишь защита. Мы входили в эту сделку с пониманием того, что она носит долговременный характер. Если все будет хорошо и наши ожидания оправдаются, то обратный выкуп не состоится.
- А какие-то другие продажи?
- Мы можем отпускать в свободное плавание только непрофильные активы, и анализ такого рода сейчас ведется. У нас есть некоторое количество операционных сегментов, о которых можно было бы задуматься отдельно. Но опять-таки: за последний год мы вынесли ряд достаточно смелых решений для того, чтобы нам перепозиционировать компанию и реализовать четкую, понятную стратегию.
- Какая цифра запланирована на приобретения в 2008 году?
- Если будет достаточно масштабная цель для приобретения - мы можем потратить существенно больше, чем те свободные средства, которыми компания располагает сейчас. Теоретически, для этого мы даже можем организовать дополнительное размещение акций либо привлечение кредитов.
- На Ваш взгляд, «Проф-Медиа» довольна величиной своего пакета в «Рамблере»? Не собирается ли его увеличивать?
- Два или три раза в разных ситуациях они публично подчеркивали, что собираются держать контроль, однако не планируют выкупать все акции «Рамблер». В действительности это вопрос нужно адресовать коллегам из «Проф-Медиа».
- А как Вы можете обозначить вектор вашего развития за пределами России?
- Основной, доминирующий бизнес у нас сейчас сосредоточен на России. Однако другие крупные рынки - Украина, Казахстан, страны Прибалтики - то есть те страны, где есть значительное количество интернет-пользователей и где есть тяготение к русскому языку - все эти страны являются для нас дополнительной возможностью. Пока мы сосредоточились на том, чтобы отрабатывать наиболее крупный рынок России, но в конечном итоге дело дойдет и до других стран.
Мы можем и должны говорить о том, что там необходима определенная локализация контента. Пока что все, что происходит за пределами РФ, носит экспериментальный характер.
Кроме того, мы сейчас работаем над тем, чтоб наш контент был интересен пользователям не только центра России, но и всех регионов. То есть мы стремимся максимально приблизить его к интересам аудитории.
- А как развивается ваш зарубежный проект - Rambler New York?
- Плохо. Этот проект свидетельствует о том, что «Рамблер» в свое время распылял внимание, вместо того, чтобы тратить его на наиболее выгодном, наиболее крупном и наиболее монетизированном рынке, каковым является рынок России. Конечно, это не было ошибкой, это был лишь эксперимент. Экспериментировать в on-line пространстве можно и нужно. Нужно только вовремя получать результаты и делать из них выводы. Выводы из RNY уже сделаны: это был эксперимент, но он не оправдывает себя и приводит к распылению внимания.
- Хотите ли стать мобильней? Скажем, увеличивать свое присутствие в различных девайсах как поисковика по умолчанию?
- Работать через такой канал дистрибуции надо, эта модель принята и достаточно хорошо известна. Мы достаточно плотно работаем с различными технологиями и в последнее время несколько перепозиционировали мобильный сегмент. У «Рамблера» мобильный сегмент достаточно сильный, пусть и не столь прибыльный. Если раньше он был медиа-приложением, т.е. такой платформой, на которой можно было продавать контент через мобильных операторов, то за последний год мы свой подход к этому существенно изменили: мы сказали, что нас интересует мобильная функциональность для интернета, для наших on-line продуктов. Мы идем в этом направлении и считаем, что в некоторых проектах являемся технологическими лидерами.
- Какие тенденции помимо мобильности вам сейчас интересны?
- Сейчас речь идет о ряде технологий, связанных с гео-позиционированием. Эта тема нас тоже очень интересует в привязке к мобильным технологиям, на этом можно создавать принципиально новые продукты. Мы этим, безусловно, занимаемся.
- Недавно просочилась новость о предстоящем рестайлинге «Рамблера». Можете рассказать о нем подробней?
- Мы запускаем новый продукт, и когда он будет окончательно собран - будет запущена промо-акция. Это запланировано на осень 2008 года. Но это будут не только новые продукты, но и новые версии уже существующих, а также новый поиск.