С 1 июня порядка 90 процентов мировых перевозок стали обеспечиваться новым типом проездных документов - электронными билетами. Соответствующее предписание касается и российских авиаперевозчиков, входящих в Международной ассоциации авиатранспорта (IATA).
Однако российские компании хоть и заявили о полной готовности к переходу на новую систему, от бумажных билетов пока отказываться не спешат. Причина проста - не во всех региональных аэропортах есть необходимое оборудование для системы e-tickets.
Механизм приобретения и применения
Электронный билет можно купить через интернет.
Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте авиакомпании или турагентства, которые предоставляют услугу онлайн-бронирования билетов. Затем следует заполнить специальную форму - указать дату и время вылета, контактную информацию и паспортные данные. Через короткое время на электронный адрес пассажира придет квитанция с номером заказанного билета и указанием, где можно оплатить полет. При оплате в авиакассе следует назвать номер и получить кассовый чек. В качестве подтверждения покупки пассажир также получает маршрутную квитанцию со всей необходимой информацией - паспортными данными, номером рейса.
Те, у кого есть кредитка, могут оплатить полет сразу же во время заполнения формы. Для этого следует ввести в нее данные банковской карты. Необходимая сумма будет списана со счета. В случае оплаты через Интернет при желании пассажир сам может распечатать маршрутную квитанцию.
Для реализации билета в аэропорту достаточно лишь предъявить паспорт и квитанцию на стойке регистрации на рейс, где выдадут посадочный талон. Если же пассажир забыл или потерял распечатанную квитанцию, электронный билет сотрудники аэропорта найдут по данным паспорта.
Виртуальный, но не хуже бумажного
Как и всякое нововведение, электронный билет пока внушает доверие не всем российским пассажирам, несмотря на то, что он сохраняет в себя все функции бумажного билета. Имея "виртуальный" билет, можно отчитаться перед бухгалтерий за командировку; квитанцию от такого билета можно использовать при подаче документов на получение заграничной визы. Кроме того, такой билет применяется не только на международных рейсах, но и на внутренних.
Плюсы для пассажиров
1. Свободное время: покупка электронного билета через Интернет или по телефону избавляет от необходимости стоять в очереди в кассу. Можно заказать билет для своих родственников или друзей, живущих в других городах.
2. Безопасность: потерять или украсть подобный документ невозможно. Его можно бесплатно "восстановить", предъявив на регистрации в аэропорту паспорт. Кроме того, у электронного билета более высокий уровень защиты и надежности информации, чем у бумажного билета - электронный билет подделать практически невозможно.
3. Удобство: При регистрации через интернет пассажиры смогут самостоятельно выбирать место в салоне самолета. Почти в любое время можно изменить условия поездки, достаточно лишь позвонить по телефону.
Минусы
У данной системы можно найти несущественные недостатки, которые особенно явно прослеживаются в России. Во-первых, далеко не все пользуются банковскими картами, во-вторых, только каждый десятый житель страны имеет у себя дома выход в Интернет.
Больше всего у специалистов вызывает беспокойство проблема сбоев в компьютерной системе: индивидуальный номер билета, бронь, может "потеряться" в сети. Чтобы этого избежать, лучше иметь при себе распечатанную квитанцию со всей необходимой для пассажира информацией.
Сложности вызывает и процедура возврата денег по неиспользованному полетному купону электронного билета. Возврат может производиться только в пунктах продажи оформляющего агентства.
Если пассажир оплатил билет по кредитной карте и по какой-то причине хочет отказаться от полета, процедура возврата денег на кредитку, как правило, занимает не один день.
Выгода авиакомпаниям
По оценке IATA, стоимость авиабилета снизится на 9 долларов после перехода на электронные проездные документы. Общая экономия для авиакомпаний за счет электронных билетов может составить около 3 млрд долларов.
Определенные выгоды получат и турфирмы, которые могут сэкономить на курьерской доставке, времени клиентов и сотрудников, а также сократить штрафы за утерянные бланки билетов.
Материал подготовлен инетернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников