Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Когда премьер-министр Японии Ясуо Фукуда посещал на выходные Россию, его избиратели добивали в префектуре Ямагути правящую партию Японии - то есть партию самого Фукуды, Либерально-демократическую. Это были не всеобщие выборы, а лишь заполнение образовавшегося в парламенте одного пустого кресла. Но займет его теперь представитель Демократической партии.
Так что президенты России, уходящий и будущий - Владимир Путин и Дмитрий Медведев - беседовали с очень печальным гостем. Популярность семимесячного правительства Фукуды составляет 25%, почти монопольному положению ЛДП в японской политике в очередной раз угрожает закат. В подобных ситуациях главы правительств ездят за рубеж за добычей - такой, которая понравится избирателям. Что же мог привезти - и привез - премьер-министр Японии из российской поездки?
Не подвижки по территориальному спору - он так и останется на неопределенный срок ритуальным абзацем в любых будущих коммюнике. Конкретно сейчас лидеры «договорились продолжать переговоры на высоком уровне для заключения мирного договора» (японская версия). Или - "что касается территориального вопроса, то подробно он не обсуждался, каких-либо новых аспектов по этому вопросу нет» (российская версия).
Трудно считать «добычей Фукуды» и упомянутый на его встречах крупный инвестиционный проект в Иркутской области по разведке углеводородного сырья. О нем договаривались раньше. Проводимая на паритетной основе (50-50% капитала между Японской национальной корпорацией по нефти, газу и металлам и Иркутской нефтяной компанией), эта разведка должна обнаружить нефть, которая потом, видимо, будет закачана в строящийся трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Здесь пример разумного российско-японского сотрудничества, причем далеко не единственный - в плане экономики у двух стран все в порядке, и это не новость.
Очевидной можно считать и формальную цель поездки Ясуо Фукуды - знакомство с будущим президентом России Дмитрием Медведевым, который в июле посетит саммит «большой восьмерки» на острове Хоккайдо. Объявлено, что там состоится отдельная российско-японская встреча на высшем уровне. Но очень полезен был и подробный разговор в Москве по ключевым темам саммита - экология, изменение климата, глобальная нехватка продовольствия. Все вместе здесь можно считать частью японской репетиции перед «восьмеркой». Японской публике понравится успех ее премьер-министра по проведению этой международной встречи.
По-настоящему же интересным выглядит возникновение на встречах в Москве относительно новой темы - российско-японское взаимодействие на шестисторонних пекинских переговорах по ядерной проблеме Северной Кореи.
Из всех шести стран-участниц (две Кореи, США, Китай, Россия, Япония) у Токио на этих переговорах оказалась наиболее сомнительная роль. Японская дипломатия постоянно пыталась осложнить переговоры, вынося на них двусторонние, японо-северокорейские проблемы типа получения от Пхеньяна полной информации о похищении северокорейскими спецслужбами японских граждан в 70-е и 80-е годы. За этими акциями, популярными среди японской публики, скрывалась более серьезная проблема - изоляция Японии от международной дипломатии у собственных границ, в азиатско-тихоокеанском регионе. Страна оказывается ненужной, в том числе на переговорах по Корее - которая, как-никак, ближайший сосед Японии.
Те же шестисторонние переговоры успели принести их участникам массу дополнительных, не связанных с ядерными делами, выгод. Например, по напоминанию японской печати, история эта сумела сблизить США и Китай, благодаря роли посредника, которую Пекин очень грамотно исполнял все эти четыре с лишним года переговоров.
Япония же ни с кем не сблизилась и ничего особенного не получила. А теперь есть угроза и вовсе остаться в стороне - потому что с приходом к власти в Южной Корее проамериканского президента есть шанс, что шестисторонние переговоры вообще могут надолго или навсегда прекратиться. Да еще так, что Пхеньян, устрашившись провала, в последний момент договорится с США - и обсуждать больше будет нечего. Да, это повысит безопасность Японии, но вовсе не благодаря ее правительству.
А если Пхеньян не успеет, то шестисторонний процесс сорвется по другой причине - потому что оживившиеся в Вашингтоне неоконсерваторы решат его сорвать. Например, с помощью новых обвинений в адрес Пхеньяна - обвинений в распространении ядерных технологий в Сирию. Зато если достаточно много стран захочет помешать всем спорящим переругаться, то у них может что-то получиться.
Поэтому было интересно увидеть в отчетах о московской поездке Ясуо Фукуды упоминания о том, что лидеры двух стран «обсудили ядерную программу Северной Кореи, включая подозрение о ее распространении в Сирию», и договорились, что «через шестисторонние переговоры» Япония и Россия будут продолжать сотрудничество. Заодно Фукуда просил Москву повлиять на Северную Корею в вопросе раскрытия всей правды о похищениях японских граждан. Кстати, из-за неполной информации о похищенных Токио отказывается выполнять свои обязательства по предоставлению энергетической помощи Северной Корее на тех же шестисторонних переговорах. И тут тоже есть о чем поговорить.
Было бы преувеличением утверждать, что Россия подарит Японии ее полноценное участие в азиатской политике. Такой волшебной палочки у Москвы нет, здесь многое зависит от США, от Китая¸ от самой Японии. И все же демонстрация того, что у Японии есть проблемы в Азии, и азиатская держава - Россия - может здесь чем-то помочь, получилась неплохая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции