Крупнейший индийский телеканал Zee TV открывает свое представительство в России и к концу 2008 года начнет вещать на одной из спутниковых или кабельных платформ.
Как рассказал "Коммерсанту" источник, близкий к "Системе Масс-Медиа" (СММ), в России представитель вещателя сейчас получает лицензию на вещание круглосуточного телеканала Zee TV Russia и ведет переговоры с концерном СММ о включении телеканала в пакет оператора "Космос-ТВ" (50% принадлежит СММ). Информацию подтвердили представитель Zee TV в России Сураб Шом и заместитель гендиректора СММ Артем Кудрявцев, который сказал, что ведет переговоры о сотрудничестве с Zee TV.
Телеканал Zee TV вещает в Индии с 1992 года. Принадлежит компании Zee Entertainment Enterprises (ZEE), в портфеле активов которой 14 тематических телеканалов, продакшн-компания Zee Telefilms, звукозаписывающая студия Zee record. Выручка ZEE в 2007 году, по собственным данным, составила 369 миллионов долларов, чистая прибыль - 58 миллионов долларов.
Канал будет показывать индийские фильмы и передачи об Индии. Программы для российской версии будут производить на собственной студии Zee TV в Болливуде на русском языке. (Болливудом называют бомбейские кинокомпании, снимающие блокбастеры).
Специалисты по маркетингу полагают, что новый канал в России будет востребован - индийское кино традиционно популярно, но каналов его продвижения на российском рынке мало.
Опыт телеканала "Индия ТВ", запущенного в июле 2006 года российской "Ред Медиа" (производит программы для НТВ+), показывает, что индийское кино и программы о жизни страны популярны: число зрителей канала в России превышает 7 миллионов человек .
Индийское кино представляет собой уникальное, самобытное явление, не имеющее аналогов в мировом кинематографе, хотя на нем, бесспорно, сказывается влияние иных кинематографических школ. Оно вобрало в себя традиции национального театра парсов и театра урду, который имеет строгие каноны. В сюжете должно присутствовать линия положительного героя, героини и персонажа, олицетворяющего зло.
Индийское кино всегда национально, поскольку действие любого фильма всегда связано с Индией и ее народом. Оно многоязычно: фильмы выходят практически на всех основных языках страны. Кроме того, оно имеет свой особый упрощенный кинематографический язык, понятный сотням миллионов неграмотных и малограмотных людей.
До появления в 1931 г. первого звукового индийского кинофильма 85% кинофильмов, шедших на экранах Индии, были американскими. С выходом на экраны первого звукового фильма "Красота мира" ("Алам Ара"), озвученного сразу на урду и хинди, ситуация в индийском кинематографе изменилась коренным образом. В кинотеатры потоком хлынул неграмотный и полуграмотный зритель, что увеличило киноаудиторию в сотни раз. Появилось много новых кинокомпаний, создававших звуковые картины не только на урду и хинди, но и на многих региональных языках. Фильмы, отвечая запросам зрителя, имели много музыкально-танцевально-певческих номеров, количество которых в одном фильме порой достигало сорока. В 1934 первый индийский фильм "Сита" (по мотивам "Рамаяны") был представлен на кинофестивале в Венеции.
Первая волна популярности индийского кино в мире началась с фильма "Бродяга", представленного Раджем Капуром на Каннском фестивале в 1953 году. Он стал сенсацией фестиваля и был закуплен десятками стран, в том числе и СССР. После успеха "Бродяги" закупили "Господина 420", и стало понятно, что у индийского кино в СССР появилась своя аудитория.
В 60-70 годы Индия была одним из основных партнеров Советского Союза, так что индийское кино сохраняло свою популярность. А в 90-е годы оно было практически вытеснено американским кинематографом.
Сейчас индийский блокбастер обязательно содержит до десяти музыкально-танцевально-песенных номеров, в которых герой или героиня (или они оба) достаточно профессионально танцуют под музыку, а их пение озвучивают не менее известные закадровые певцы, слава которых не уступает славе киногероев. Например, закадровая певица Лата Мангешкар за почти 60-летнюю певческую карьеру спела около 25 тыс. песен на 14 индийских языках.
Еще одной особенностью индийского блокбастера является обилие драк, в которых актеры демонстрируют приемы восточных единоборств. Драки длятся намного дольше, чем в любом другом коммерческом кино. Есть в индийском кинематографе и дерущиеся женщины. Так, прекрасная танцовщица и звезда первой величины Хема Малш прославилась исполнением роли полицейского офицера, лихо расправляющегося с десятком нападающих мужчин в фильме "Враги отечества" ("Деш ке душман"). Во всем этом, несомненно, сказывается влияние западного кинематографа и, в первую очередь, Голливуда (отсюда термин Болливуд).
Индийская кинематографическая статистика поражает своими величинами. Количество снятых кинолент растет от года к году - в 2003 году в прокат вышли 842 новых фильма, а в 2006 их было уже 1091. Прибыль от проката индийских фильмов превысила 20 миллиардов долларов в год.
В производстве фильмов занято от 4 до 6 миллионов человек (для сравнения, в Голливуде, по оценкам, их 134 тыс.).
Правда, в последнее время традиционное кино, прозванное "масала" (характерная для индийской кухни смесь приправ) из-за острой смеси сантиментов, злодеев, удалых героев и красивых девушек, начинает приедаться. Критики жалуются на нехватку новых сюжетов, а режиссеры опасаются, что экспериментальное кино не привлечет зрителя.
Но все же сегодня в Индии снимают не только музыкальные мелодрамы, но и детективы, триллеры, боевики и социальные драмы, которые не отличаются от европейских и американских картин по профессионализму режиссеров и исполнителей.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников