Владимир Мытарев, специально для РИА Новости
Почему-то главную проблему российских экономических реформ у нас пытаются свести к реформе налоговой системы. И уж если совсем честно - то к снижению налоговой нагрузки на бизнес. Очень любят по этому поводу приводить примеры из мировой практики. Например, как в свое время президент Рейган сократил налоги, и американская экономика зацвела пышным цветом. То, что при этом начал стремительно расти государственный долг, поскольку бюджет лишился части поступлений, стараются не вспоминать. Естественно, сейчас российский Минфин задает встречный вопрос - а чем заменить выпадающие доходы?. Дискуссии на эту тему бесконечны и безрезультатны.
Но посмотрим, так ли велик НДС в России. И уж если мы уж так любим иностранный опыт, то почему не говорим, что в странах ЕС НДС в среднем составляет те же 18%, где-то побольше (Швеция и Дания - 25%), где-то поменьше (Кипр и Люксембург - 15%). Но снижать его никто не собирается, а Германия совсем недавно даже повысила до 19 процентов. Поэтому рассуждения о сверхвысоком налоговом бремени, как мне кажется, не совсем отвечает действительности. Тем паче, что недавно на 10% был снижен единый социальный налог, тоже вызывавший немало дискуссий.
И вообще, как заметил на днях заместитель министра финансов Сергей Шаталов, «сомнительна гипотеза, что при таком снижении НДС предприниматели выйдут из тени, что, в свою очередь, автоматически приведет к росту налоговых поступлений. По крайней мере, она не находит подтверждения ни в России, где было много экспериментов со снижением налоговых ставок, ни в других государствах».
Непродуктивным считает Шаталов и постановку вопроса о замене НДС налогом с продаж. Все-таки авторам этой идеи надо помнить, что попытка введения такого налога была предпринята еще президентом СССР Михаилом Горбачевым. Какое-то время он действовал наряду с НДС и в России, но был отменен в 2004 году из-за его, как выразился кто-то, «бесполезности». С одной стороны, он раздражал покупателей, видящих в налоге источник подорожания, а с другой - уж очень малая часть его доходила до налоговых органов. Надо помнить, что если сейчас администрирование НДС распределяется между всеми участниками экономического процесса, на каждое приращение цены, то весь груз уплаты налога с продаж ляжет на торговлю. А она, как известно, может с отчетностью творить все, что угодно. Так что «песок - плохая замена овсу», как говорил герой О'Генри. И - в свете постоянного подражания иностранному опыту - напомним, что недавно Мальта, Вьетнам, Гана, Белиз, Гренада приняли решение заменить НДС налогом с продаж. Но очень скоро Мальта, Вьетнам и Гана вновь вернулись к НДС. Так будем Белизом? Или Гренадой?
Если же смотреть на проблему с другой стороны, то непонятно, почему зациклились именно на НДС, а не на других налогах. Сергей Шаталов считает, что те, кто говорит, что страшнее НДС зверя нет, либо сознательно лукавят, либо находятся в плену иллюзий. И его примеры из зарубежной практики говорят о том, что страны ОЭСР в своей налоговой конкуренции за привлечение инвестиций сокращают не НДС, а налог на прибыль, что делает условия для бизнеса более привлекательными. Впрочем, не только для зарубежных, но и для отечественных производителей. И вообще, как показали исследования МВФ, снижение НДС практически не влияет на темпы экономического роста, тогда как снижение корпоративных налогов дает ощутимый эффект. Тем не менее, наш бизнес продолжает, как зачарованный, твердить о «вредоносности» НДС, забывая, что он, во-первых, дает ощутимую долю всех налогов, во-вторых, менее других зависит от мировой конъюнктуры (цен на нефть и газ). Кстати, уже и представители бизнеса согласны с тем, что альтернативой снижению НДС могло бы стать сокращение налога на прибыль с 24 до 20%, поскольку это не просто облегчит налоговое бремя, но и простимулирует инвестиции предприятий, то есть будет реально влиять на развитие бизнеса.
Что же касается НДС, то Минфин предлагает ряд мер, способных существенно улучшить его администрирование, о чем, кстати, и просило бизнес-сообщество.