Сразу две компании подали заявки на регистрацию товарного знака "Одноклассники", который они предполагают использовать для открытия кафе. На этой неделе заявку подала "Компания Квариани", сообщает газета "Ведомости" на основании документов Роспатента.
Товарный знак ‑ это объект интеллектуальной собственности, который помогает потребителю узнать и выбрать продукт. Общепринятым методом защиты товарного знака является его регистрация. Использование зарегистрированного товарного знака без разрешения его владельца юридически наказуемо. Регистрация товарного знака и торговой марки позволяет доказать право на интеллектуальную собственность в суде.
Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности, основанная при ООН в 1967 году. Это значит, что владелец может подать заявку на международную регистрацию. Созданная еще в 1891 году Мадридская система международной регистрации знаков предлагает владельцам охрану, принадлежащим им знаков, в странах‑членах союза, которых насчитывается порядка 80.
В России процедура регистрации товарного знака занимает довольно продолжительное время (около 6 месяцев) и проходит в несколько этапов:
‑ проверка заявляемого обозначения на тождество и сходство с зарегистрированными на имя других лиц знаками;
‑ подготовка заявочных материалов и подача заявки на регистрацию в ведомство;
‑ подача ходатайства об ускорении экспертизы по существу;
‑ ответы на запросы;
‑ в случае принятия экспертизой решения о регистрации знака и выдачи на него свидетельства подготовка ответа на решение экспертизы, получение свидетельства и передача его заказчику.
Потребители продукции, когда отправляются в магазин, выбирают телефонную компанию, интернет‑провайдера, марку автомобиля и проч., имеют дело не просто с товарным знаком, а с брендом.
Понятие "бренд" гораздо шире, чем "товарный знак". Бренд - "неосязаемый" набор характеристик продукта (его названия, упаковки и цены, истории, репутации и способа рекламирования) в сочетании с впечатлением, которое он производит на потребителя, и обещанными ему автором бренда определенными преимуществами. Бренд вызывает у потребителей те или иные ассоциации. Чем мощнее и известнее бренд, тем уязвимее он становится для пиратов.
1999 г. Во Владикавказе ООО "Фирма "Балтика" начала выпускать водку под брендом "Балтика" с этикеткой, напоминающей этикетку известного пива. Пивоваренная компания "Балтика" обратилась в арбитражный суд с иском о защите своего товарного знака, однако ей пришлось пройти несколько судов, в том числе и с дистрибутором, и с сетью "Копейка".
2000 г. Петербургская компания "Профессор Солонин" запустила в производство пиво под маркой "Windows'99". Генеральный директор компании, он же владелец, Александр Солонин воспользовался несовершенством законодательства по охране интеллектуальной собственности. Журналистам бизнесмен заявил, что отправил бутылку нового продукта "совладельцу своего бренда" - Биллу Гейтсу.
2006 г. Российская крупнейшая телефонная компания МТС признала себя пострадавшей от недобросовестных действий пиратов. Небольшая птицефабрика, находящаяся в Кемеровской области, выпустила упаковки с яйцами под логотипом МТС. Специалисты по интеллектуальной собственности квалифицировали это как "вирусную атаку на бренд" и "непрофильное паразитирование". Итогом этой истории стало появление у бренда МТС ненужных ассоциаций с сельским хозяйством.
2007 г. Еще в 2006 году Высший арбитражный суд признал незаконной регистрацию товарных знаков "Янтарь" и "Дружба" за "Каратом" и обязал Роспатент признать регистрацию недействительной. Палата по патентным спорам признала марки принадлежащими государству (31 января 2007 года - "Янтарь", 2 февраля - "Дружбу").
Материал подготовлен на основе информации открытых источников