Сергей Балтыжаков, руководитель регионального проекта «Зеленый дом», кандидат исторических наук, специально для РИА Новости.
Опубликование правительством РФ 12 марта этого года «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» вызвало неоднозначную реакцию. Экспертное сообщество долгое время расходилось во мнениях, в частности, по поводу возможного строительства Эвенкийской ГЭС, включённого в этот документ. Сомнению подвергался как экономическая целесообразность, так и экологическая безопасность сторона проекта. Сегодня генеральная схема утверждена на высшем уровне, и споры вокруг этого объекта понемногу затихают. Начинается конструктивный диалог всех заинтересованных сторон по конкретным аспектам реализации проекта с целью максимального соблюдения различных интересов.
Экономика
Вокруг возрождения этого разработанного ещё в советское время и законсервированного к началу 1990-х годов проекта до последнего времени сталкивались самые полярные мнения. Их разброс - от «Эвенкийская ГЭС - это стратегически новый этап развития энергетической сферы» до «Эвенкийская ГЭС - это бесплодная авантюра». Несомненно одно - несмотря на то, что высокая степень общенациональной выгоды связана с различными и глубокими рисками, которые еще предстоит преодолеть, данный проект обещает стать одной из самых необходимых для страны строек начала третьего тысячелетия.
Слово «безопасность» в применении к Эвенкийской ГЭС следует понимать как обеспечение энергетической безопасности России. Устойчивый экономический рост страны, следствием которого становится неизбежный рост энергопотребления и нарастающий дефицит мировых энергетических ресурсов - факты, не требующие доказательств. В электроэнергетике же, как и в экономике в целом, существует «сырьевая модель», которую Россия активно эксплуатировала до последнего времени - когда производство электроэнергии основано на сжигании углеводородов, прежде всего газа. Ориентация на подобную модель приводит к неизбежной зависимости страны от мировых цен на энергоносители. Один из видов производства, приводящий к освобождению от этой зависимости - гидроэнергетика. В этой ситуации переход с «сырьевой модели» на интенсивное использование неисчерпаемых возобновляемых и при этом экологически чистых источников энергии - стратегический приоритет государства. Таким образом, энергетическая безопасность страны, ставящей своей целью выход на ведущие позиции в мировой экономики - главное и обязательное условие.
Почему именно Сибирь? Большинство её регионов сегодня получает электроэнергию на основе сжигания газа. К 2020 году планируется, что Эвенкийская ГЭС будет обеспечивать потребность Западной Сибири в электроэнергии на 20-25%, а освободившийся газ пойдёт в Европейскую часть России.
Строительство подобных ГЭС стимулирует и освоение современных мировых технологий, а также их использование вместе с уникальным советским опытом строительства ГЭС в северных условиях.
Экология
Неоспоримый факт: энергетическая безопасность не может осуществляться за счёт безопасности экологической. Сегодня наблюдается ситуация, при которой различные экологические риски, неизбежно возникающие при строительстве подобных объектов, излишне драматизируются экологическими организациями. Такая реакция предсказывалась рядом независимых экспертов. Причина проста. Не секрет, что с конца 80-х гг. экологический дискурс, внедрённый в общественное сознание, стал одним из самых распространённых в обществе «страшилок».
Ряд проведённых исследований доказывает, что строительство Эвенкийской ГЭС не принесёт неразрешимых экологических проблем. Главная выгода - в том, что выработка ГЭС большого количества возобновляемой энергии позволит предотвратить сжигание огромного количества органического топлива и попадание в атмосферу парниковых газов и вредных веществ. Природоохранный эффект от строительства Эвенкийской ГЭС оценивается в 1 миллиард долларов в год. Ожидается, что он будет достигнут за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу альтернативных ТЭЦ аналогичной мощности. То есть на смену «грязному» производству приходит экологически чистые технологии, имеющие, согласно подписанному Россией Киотскому протоколу, денежную оценку.
Возражения экологов связаны с предполагаемым ими изменением климата при строительстве водохранилища, возможном ущербе природным экосистемам - флоре и фауне региона. Основные претензии - изменение микроклимата, возможное затопление леса, гибель рыбы. Но любые оценки экологических последствий и какого-либо негативного эффекта твердого основания на сегодня не имеют. Изыскания и исследования продолжаются, но уже сейчас можно сказать, что расположение водохранилища в малонаселенном районе практически сведет на нет неблагоприятные последствия изменения микроклимата. В схожих условиях в северных районах РФ расположены Усть-Хантайская, Курейская, Вилюйская и Колымская ГЭС с крупными водохранилищами, эксплуатация которых не выявила каких-либо существенных экологических проблем. Установлено, что затапливаемый лес низкого качества и не имеет промышленного значения. А популяция рыбы при создании водохранилищ претерпевает не гибель, а качественное изменение, при котором возможно даже увеличение рыбных запасов. Что касается Нижней Тунгуски, то ее ихтиофауна достаточно бедна вследствие того, что вода реки соленая. По этой же причине в этом районе обитает мало животных. Не исключено, что создание водохранилища понизит соленость воды - и вновь созданный водоем, в отличие от Нижней Тунгуски, будет иметь рыбопромысловое значение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции