Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Менее чем через неделю после вспыхнувшего вокруг него "сексуального скандала" губернатор штата Нью-Йорк, демократ Элиот Спитцер объявил 13 марта о своей добровольной отставке. Официально решение вступит в силу 17 марта. Неофициально же было ясно, что 48-летний Спитцер, которому еще два года назад прочили большое будущее и называли чуть ли не следующим кандидатом от демократов на Белый дом, потерял свою политическую голову, карьеру, а может, и семью уже в день публикации в "Нью-Йорк таймс" пикантных подробностей его заказа по телефону "небольшой брюнетки". Ее "подали" в вашингтонский отель "Мэй флауэр", где Элиот ночевал перед тем, как отправиться на слушания в конгресс. И как нехорошо все обернулось! Нехорошо с чисто моральной точки зрения и вдвойне плохо в год президентских выборов в США.
Позднее выяснилось, что к услугам этой самой брюнетки и ей подобных Спитцер прибегал не раз через некую компанию Emperors Club VIP, и даже истратил на всю эту аморальщину за последние почти 10 лет 80 тысяч долларов. А если учесть, что злосчастной брюнетке Спитцер якобы заплатил по таксе ровно $1000, то выходит 80 брюнеток. Даже за 10 лет - это большая склонность к разнообразию.
В двух словах таковы этапы греховного анабазиса теперь уже бывшего губернатора третьего по величине штата США. Теперь ему грозит, кроме уже состоявшегося полного отлучения от политики, еще и обвинение в «поощрении незаконной проституции»: «девушка» Спитцера была выписана им в столичный Округ Колумбия из Нью-Йорка. По законам США, переправка «белых рабынь» для занятий сексом карается еще жестче, чем сама проституция. К тому же его могут еще и лишить адвокатского звания. Куда ни глянь - везде одна беда.
Если не знать послужного списка Спитцера и не учитывать фона, на котором разгорается скандал, может создаться полное впечатление, будто обвинения в «недозволенном сексе» выскочили перед ним чуть ли не как чёрт из преисподней. Америка, конечно, не новичок по части «сексуальных скандалов»: адюльтер был почти за каждым вторым президентом США, а если учесть число таких грехов за одним только Джоном Кеннеди, то их с лихвой хватит на всех хозяина Белого дома. О сенаторах, губернаторах, конгрессменах и говорить нечего.
Но скандалы бывают разные. Одни - средней тяжести, а другие гремят как гром, страшный или веселый, кому как нравится. И, похоже, спитцеровский как раз из последних, потому что в год президентских выборов иных и быть не может. Говорить здесь лишний раз о политическом лицемерии в США, право, как-то неловко. Жалко еще больше девальвировать это емкое понятие до состояния полной «заезженности».
Спитцер, надо признать, сам всеми силами вызывал на себя все свалившиеся на него кары политические, карьерные и семейные. До избрания губернатором он семь лет был генеральным прокурором штата Нью-Йорк. На посту прославился двумя «большими делами». Во-первых, начал и даже довольно успешно вел борьбу со злоупотреблениями в банковской и финансовой сферах на Уолл-стрит. За что даже получил прозвище «Уолл-стритский шериф» и попутно нажил себе множество врагов в финансовом центре США (а здесь почти сплошь сторонники республиканцев). Во-вторых, громил те самые «сети проституции» (которыми, как выяснилось, сам и пользовался) и две даже разрушил до основания. После же избрания губернатором выяснилось, что характер у Элиота такой «абразивный» («наждачный») и заносчивый, что его былая популярность начисто улетучилась уже через два года после выборов 2006-го. Он рассорился со всеми, с кем только мог. В общем, к марту нынешнего года у Спитцера было много врагов, а у врагов много причин организовать ему «маленький скандал» с большими последствиями.
В том, что его специально подвели под «сексуальный скандал», могут сомневаться люди лишь очень наивные. Кого же еще предназначать на эту роль, если не демократа, личного друга Хиллари Клинтон, еще в мае прошлого года официально обещавшего ей свой голос на предстоящем съезде демократической партии США? Будучи губернатором, Спитцер входит в число так называемых примерно 800 «суперделегатов» демократической конвенции, которым, судя по всему, и придется в кулуарах августовского съезда решать, кто же будет бороться от партии за Белый дом - Хиллари Клинтон или Барак Обама.
Да и как вообще можно поверить в то, что ФБР просто так, менее чем за полгода до съезда демократов и в год выборов, вдруг получило от налогового ведомства «наводку» на нехорошие дела Спитцера, раскрутило их и обнародовало результаты буквально в течение двух недель? Может быть, дело в том, что Хиллари вызывает у республиканцев больше страхов, чем ее соперник-товарищ по партии Барак Обама?
В общем, конечно, все это вместе и нехорошо, и нечестно, и некрасиво, но, увы, вовсе не ново для Америки. В конце концов, ведь совершенно не случайно один из самых знаменитых писателей Британии, умница и остряк Бернард Шоу, побывав в Америке еще в начале прошлого века, простился с ней такой вот убийственной фразой: «Да, ирония - это, конечно, моя стихия, но при виде статуи Свободы даже я теряю чувство юмора».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции