Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Сообщения, публикуемые на сайте Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН), напоминают боевые сводки. В Московской области изъято 10 килограммов героина. В Калининграде ликвидирован канал поставки наркотиков из Голландии. В аэропорту "Домодедово" обнаружено полкило кокаина... За те пять лет, что существует служба, в России раскрыто 345 тыс. преступлений, связанных со сбытом наркотических и психотропных средств. О чём с гордостью сообщил во вторник на пресс-конференции заместитель руководителя ФСКН генерал-полковник полиции Владимир Зубрин. При том, по оценке его ведомства, армия наркоманов в стране всё ещё насчитывает без малого 5,1 млн "бойцов".
Как отметил генерал Зубрин, с 2003 года, когда было создано ведомство, призванное бороться не с рядовыми наркоманами, а с наркомафией, ситуация «в целом стабилизировалась». Прирост численности тех, кто пристрастился к «дурман-траве» или «колёсам», а то и подсел на иглу, сейчас не превышает 0,5%. Несомненный прогресс, если учесть, что в 1992-2002 годах он доходил до 25%.
Стоит, наверное, напомнить, как Россия втягивалась в «сумеречную зону». В 1991 году решением Верховного Совета РФ из 224-й статьи действовавшего тогда Уголовного кодекса было изъято слово «потребление». Иными словами, отныне можно было употреблять наркотики, не опасаясь наказания. И результат не заставил себя ждать - страна в считанные годы стала одним из крупнейших в мире центров наркоторговли и оживлённым перекрестком наркотрафиков.
Но и этого кому-то показалось мало. В 1996-м в новом УК были увеличены «допустимые» объёмы хранения наркотиков и плюс к тому смягчены наказания для наркодилеров. Подобное попустительство привело к тому, что к концу столетия число наркозависимых перевалило за 2 млн. Если в 1991 году было зарегистрировано 19,3 тыс. преступлений на этой почве, то в 2000-м - уже свыше 234,5 тыс. Теперь остаётся лишь гадать, был то злой умысел или простое недомыслие?
Следующим шагом к «либерализации» отечественного законодательства стала отмена в 2003 году нижней палатой парламента принудительного лечения наркологических больных. Правда, через несколько лет спохватились, и в Госдуме и Совете Федерации задумались над тем, как бы всё вернуть на свои места. Думают уже более года. И, видимо, не надеясь на своих старших товарищей, в январе свою законодательную инициативу представили на Охотном ряду депутаты Астраханской облдумы.
Ну а у наркополицейских тем временем созрела новая идея - ввести с предстоящей осени обязательное тестирование учащихся вузов на употребление наркотиков. Между прочим, они не оригинальны - несколько лет назад с такой же инициативой выступил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. А в некоторых регионах подобные проверки стали проводить, не дожидаясь решения сверху. Например, в Татарстане и Пермском крае. В течение нескольких лет «в порядке эксперимента» обследуют на содержание в крови запрещённых средств и студентов МГТУ имени Баумана.
Более того, на упомянутой пресс-конференции Владимир Зубрин предложил расширить список подозреваемых за счёт госслужащих, работающих с «повышенными источниками опасности» - скажем, в оборонной промышленности или атомной энергетике. Наверняка генерал руководствуется самыми благими намерениями, однако они никак не состыкуются с конституционными гарантиями наших граждан. О чём, кстати, не преминул напомнить уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
Тем не менее, никто не оспаривает тот факт, что решать эту проблему надо с помощью решительных и, возможно, экстраординарных мер. Ведь, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последнее время, она продолжает оставаться более чем тревожной. Об этом свидетельствует и обнародованный в среду ежегодный доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками. В нём, в частности, говорится, что в России расширяются масштабы злоупотребления опиатами, в основном афганского происхождения. Кроме того, наша страна продолжает оставаться крупным перевалочным пунктом на так называемом «шёлковом пути», по которому наркотики поставляются на внутренний рынок и перебрасываются в государства Евросоюза.
В докладе также отмечается, что только в 2006 году в России было разгромлено 1,7 тыс. подпольных лабораторий по производству наркотиков, из них 136 - использовавшихся для изготовления запрещённых синтетических средств. Но, видимо, мафия и впрямь бессмертна: губительную «дурь» и ныне можно приобрести на любой дискотеке и чуть ли не в каждом учебном заведении. В прошлом году правоохранительные органы выявили в интернете 70 свободно продающих её русскоязычных сайтов. Как свидетельствуют социологические опросы, наркотиками хоть раз в жизни «баловался» каждый девятый-десятый россиянин.
Сегодняшние российские потери в «сумеречной зоне» составляют от 70 до 100 тыс. человек. То есть, каждый год погибает население целого города. Но генерал Зубрин настроен оптимистично - он сообщил о твёрдом намерении его службы уже к 2010 году сократить число наркоманов в России до 1,2 млн человек. Однако, принимая в расчёт силу наркокартелей, скромные успехи медицины и полное безразличие к проблеме в обществе, в реальность этих планов, увы, верится с трудом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции