МОСКВА, 28 фев - РИА Новости. Министерство юстиции РФ разрабатывает законопроект, согласно которому один день, проведенный в следственном изоляторе, предлагается приравнять к двум суткам колонии, сообщил начальник правового управления подведомственной Минюсту Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ Олег Филимонов.
"Такой коэффициент будет действовать при зачете срока наказания. А неопасным подсудимым предложат до приговора посидеть хоть и дома, но в неволе. Сейчас как раз разрабатывается механизм домашнего ареста", - сообщил Филимонов в интервью "Российской газете", опубликованном в четверг.
По его словам, соответствующий законопроект уже практически разработан в министерстве юстиции и после необходимых согласований должен быть направлен в правительство.
"Согласно решению Европейского суда по правам человека, условия содержания подследственных не должны быть хуже, чем осужденных. У нас же получается наоборот, в СИЗО находиться намного тяжелее, чем в колониях. Заключенные находятся в камерах и более изолированы от внешнего мира - в изоляторах свидания даются только с разрешения следователей и судей. В СИЗО прогулки строго по расписанию, да и бытовые условия в колонии гораздо лучше", - объяснил Филимонов.
Однако, по его словам, никаких подобных коэффициентов для домашнего ареста не планируется.
"Сейчас нет механизма, как обеспечить применение этой меры. Доходит до курьезов. В одном регионе суд отпустил обвиняемого под домашний арест и возложил контроль на местный отдел внутренних дел. Так они поставили милиционера возле двери арестованного", - сказал он.
Представитель ФСИН отметил, что суд, назначая домашний арест, выносит ряд ограничений, например, запрет пользоваться средствами связи, общаться с определенными лицами, посещать некоторые места, если человека не обяжут постоянно сидеть дома.
"Но как проконтролировать, скажем, запрет на связь? Представьте, у человека дома интернет, сотовые телефоны у родственников. Мы не можем отключить всю связь, потому что члены семьи не арестованы. Поэтому предлагается ввести выборочные проверки, а также использовать иные методы. К тому же домашний арест должен применяться для обвиняемых в незначительных преступлениях средней и небольшой тяжести", - сказал Филимонов.
При этом он уточнил, что домашний арест должен применяться только с письменного согласия родных.
Сравнивая европейскую и российскую исполнительные системы, начальник правового управления ведомства отметил, что "еропейская система, как и наша, имеет свои достоинства и недостатки".
"У них другие проблемы. Исторически сложилось, что европейский заключенный располагается в одноместной камере. Но в последнее время в странах Евросоюза стало расти число арестантов, и мест уже не хватает. Поэтому камеры при тех же размерах делают двухместными. А Совет Европы уменьшил нормы до четырех квадратных метров на арестанта в многоместной камере", - сказал он.
По словам Филимонова, такая норма стала обязательной и для российских следственных изоляторов.
"Но осужденные у нас отбывают срок в колониях, в совершенно других условиях. А для особо опасных преступников осталось только семь тюрем. Туда могут перевести из колонии за плохое поведение, но не больше чем на три года. Или, по решению суда, на пять лет, а оставшийся срок арестант будет отбывать уже в колонии", - добавил он.
Представитель ФСИН также подчеркнул, что российское законодательство, в отличие от европейских, более гуманно к осужденным женщинам, в частности, оно не предусматривает для них пожизненное заключение.
"У нас также запрещено содержать женщин в колониях строгого и особого режимов. Кстати, беременные и матери малолетних детей имеют право на отсрочку наказания. Как правило, если мать ведет себя хорошо, не совершает новых преступлений, она так и остается на свободе", - добавил Филимонов.