Александр ПЕСЛЯК для РИА Новости
Ровно полвека назад США забросили в космос 8-килограммовый «апельсин». Наш же спутник оказался на орбите на полгода раньше, но главное - весил вдесятеро больше. А размер и вес, как известно, имеют значение, во всяком случае, в Пентагоне это сразу осознали.
Любопытный парадокс: теперь наши боевые ракеты, переделанные в мирные «Рокоты» и «Днепры», выводят в космос целые «гроздья» именно сверхмалых аппаратов. Но это сегодня. Между тем, в прошлом был период длительной паузы, когда «малыши» не были востребованы.
Но вот Р.Твигс из Стэнфордского университета выдвинул концепцию простейших «молодёжных» спутников весом в 10-15 кг. Их стали собирать сами студенты, запуски оказались удачны. Тем временем профессор развил идею: сделаем спутник в... 1 кг! Задачи - те же самые - образовательные и научные. Студенты придумали CubeSat - металлический каркас-кубик с ребром в 10 см. Разработали стандартный интерфейс, ставя простейшие датчики и систему управления; солнечную батарею вдвигали как фотодиапозитив.
Новое направление инжиниринга сразу подхватили в вузах, где обучают авиакосмическим специальностям. Успешнее других стал Токийский университет, откуда на орбиты попали уже несколько аппаратов.
Тем временем «твигсовцы» наладили выпуск «спутникового лего» - типового конструктора с «железом», программным обеспечением, электроникой и какими-то исходными приборами. Все дела - за $20 тысяч! Буквально в гараже, как когда-то первый компьютер, теперь можно построить космический объект. Купить набор могут вуз Румынии, Индонезии, Уругвая, просто частное лицо, «пристроиться» к запуску - и решать свои задачи. Набор «Собери сам!» привлек внимание ученых и педагогов, уже около сотни университетов мира работают по программе CubeSat. На сайте www.cubesat.org на восьми языках рекламируются достоинства первого для многих стран предмета национальной гордости - спутника... в чемоданчике!
Кроме задачи образования, на кубсаты возлагают и другую большую задачу - мониторинг космической среды. Небольшие датчики будут замерять уровень частиц, магнитное поле. И всё передавать прямо из космоса на университетские центры связи.
Вначале «малышей» поддержали ученые при Пентагоне, разглядевшие свои выгоды. Теперь же сразу четыре космических ведомства - Канады, США, Европы и Японии - спонсируют научно-образовательную сеть GENSO. Университеты строят спутники из готовых элементов и наземные станции. А объединение информационных потоков и управления в единую сеть (включилось более 40 вузов из 100 «кубсатовских») обеспечивают уже госагентства. Китай и Индия также присматриваются, Украина сделала магнитометр весом в 75 граммов. Замерять малыми спутниками космическую среду - частицы, поля, волны - такую задачу поставила американская National Science Foundation.
А что в России? Наши фирмы помогли своими конверсионными ракетами забросить «малышей» десяткам зарубежных вузов. А российские микроспутники весом более десяти килограммов для МГУ и бауманцев делали «взрослые» фирмы. Наконец, два года назад наш космонавт Салижан Шарипов «метнул» 5-килограммовый ТНС-0 (технологический наноспутник) прямо с поверхности МКС. Конструктор аппарата - профессор Арнольд Селиванов из РНИИ КП. Задача - опробовать нанотехнологии.
У ТНС главная способность - получать команды при помощи... ноутбука и спутникового телефона в сети Globalstar. «Удивительно простая и дешевая технология, по существу мы первыми её успешно опробовали», отметил Селиванов.
Создание ТНС оказалось «нано» и по срокам: с момента выдвижения концепции до постройки и запуска с МКС прошел ровно год. Сам аппарат летал около трех месяцев, но все инженерные эксперименты - более десятка! - удалось провести за месяц. «Частично сделан новый ТНС-1, которому мы добавляем задачу дистанционного зондирования Земли. Если финансирование пройдет, то в будущем году запустим», утверждает конструктор.
Однако можно ли допустить «любителей» к реализации такой программы? Да и масштабы: одно дело впятером-вдесятером сделать микроштучку, другое - обеспечить работой тысячный коллектив отрасли. Может, в этом кроется одна из причин определенной неразворотливости в нашей стране? А ведь МГТУ, МАИ, МФТИ, питерские, казанские вузы готовы осваивать космос... Обнинская физматшкола уже приобрела комплект. Дело - за радиоспециалистом, чтобы возглавить проект.
Чем ещё задеть наших юных в интервалах дискотека-учеба-сноуборд ? Много работы для рук, творчества, свободное владение английским. «Наноспутники» - это реальный выход в большой космос и большую науку. Это помощь науке и практике - в составлении карт облачности, лесов, метеосводок, чему наш первый (и большой) метеоспутник «Метеор» начнет служить в конце года.
Наконец, это устранение острого дефицита специалистов по работе с данными, предоставляемыми спутниками дистанционного зондирования Земли, системами космической навигации, во всех областях освоения ближнего и дальнего космоса.
Профессор Селиванов разделяет оптимизм новаторов, считая прекрасной идею, чтобы маленькие спутники учились делать маленькие граждане. А если в вузах... «На третьем курсе группа готовит эскизный проект, комплектует аппаратуру, на пятом - запускают свой продукт и защищают дипломы. Таких выпускников, что называется, с руками оторвут».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции