Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российский министр финансов Алексей Кудрин, похоже, забыл, зачем накопил огромные средства в стабфонде. Он постоянно называет их «подушкой безопасности». Но о том, что эти деньги придется частично потратить на нужды госбюджета в случае снижения цен на экспортируемое Россией сырье, даже говорить не хочет. На проходящем в Москве 30-31 января «Форуме Россия» он заявил, что часть средств реформируемого стабфонда будет инвестирована в иностранные акции. Коллеги Кудрина пытались тактично удержать его от чрезмерного головокружения от успехов.
Хедлайнером первого дня помпезного мероприятия под названием «Форум Россия», организованного в Москве инвестиционной компанией «Тройка Диалог», стал вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин. Похоже, что Алексей Леонидович попал на него прямо из самолета, доставившего его в Москву из Давоса, где на прошлой неделе прошел Всемирный экономический форум. Там, напомним, он уверял всех, что Россия остается «островом безопасности» посреди неспокойного моря мировых финансов, разбушевавшегося из-за ипотечного кризиса в США. Главным образом благодаря тому, что усилиями Кудрина за счет сверхдоходов от экспорта нефти Россия накопила «подушку безопасности» - стабфонд в размере $157млрд. Поэтому Россию, по мнению Кудрина, ждут исключительно радужные перспективы.
В Москве Кудрин продолжил бравурные речи, опять не преминув вспомнить о Стабфонде и дальнейшей стратегии управления им. С 1 февраля стабфонд будет разделен на резервный фонд и фонд национального благосостояния. Большая его часть (почти $130 млрд) будет положена в резервный фонд, который, по сути, будет выполнять прежнюю функцию Стабфонда - заначки на «черный день». Средства же фонда нацблагосостояния (который, по идее, предполагается использовать для финансирования дефицита Пенсионного фонда), будут вкладываться, в том числе, и в иностранные акции с целью получения большего дохода. Как пояснил Кудрин, о прямых покупках предприятий, например в США, чем уже активно занимается Китай, пока говорить слишком рано - накопленные Россией резервы пока недостаточны, чтобы рисковать так сильно. Но, как следовало со слов главы Минфина, когда-нибудь зайдет речь и об этом.
По правде говоря, Кудрин ничего нового не изобретает, а прилежно, который год подряд, практически под копирку списывает опыт Норвегии по управлению аналогичным нефтяным фондом, созданным в этой стране еще в прошлом веке. Но сейчас всерьез рассуждать о вложениях государственных средств на зарубежных рынках акций, когда на них разбушевался кризис, представляется более чем странным. Можно с легкостью потерять накопленное богатство.
Кроме того, фондовый кризис может обернуться замедлением экономики ведущих экономических держав. В этом случае могут снизиться цены на экспортируемое Россией сырье, а, соответственно, и доходы бюджета. Не исключено, что в этом случае из стабфонда придется черпать средства для ликвидации дефицита бюджета, а не думать, куда бы их вложить.
Об этом Кудрину, как могли, пытались намекнуть на том же форуме авторы российских экономических реформ переходного периода и его бывшие начальники - Анатолий Чубайс и Егор Гайдар. Чубайс, сильно похвалив Кудрина за то, что тот в свое время не дал растратить средства стабфонда, подчеркнул, что сейчас макроэкономическую политику надо еще более ужесточить (т.е. беречь стабфонд как зеницу ока). Примерно то же самое сказал и Гайдар, обратив внимание на то, что мы готовы к мировым потрясениям именно благодаря стабфонду, который поможет бюджету сгладить возможное падение цен на сырье. (На сырьевые товары, по разным оценкам, приходится 60-80% всего российского экспорта).
Но, судя по всему, в Минфине не допускают мысли, что мировой кризис может сильно затронуть Россию. По прогнозу Кудрина, в ближайшие три года экономика России будет расти темпами в 6,5-7%. Значит, в его ведомстве полагают, что цены на сырье будут оставаться на высоком уровне, а стабфонд - полнеть и полнеть. Соответственно, можно будет подыскивать все более «интересные» объекты для инвестирования госрезерва.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции