Владимир Мытарев, специально для РИА-Новости
1 февраля Стабфонд, главной задачей которого было создание «подушки безопасности» для российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители, обеспечение своевременного погашения зарубежных займов и страховка Пенсионного фонда, прекратит свое существование.
Все эти задачи фонд исправно выполнил. Экономика получила надежную страховку от изменения конъюнктуры цен на энергоносители, Пенсионный фонд погашал дефицит при помощи «кудринской заначки», как острословы прозвали Стабфонд. Основная же заслуга Стабфонда - с его помощью Россия расплатилась с большинством зарубежных долгов, возникших в эпоху 90-х и в свое время грозящих суверенитету государства. Основной пик выплат пришелся на 2003 год. Главным же для международного статуса России в 2006 году стало августовское досрочное погашение Парижскому клубу кредиторов долга бывшего СССР в размере 22,3 млрд. долл. Средства на погашение долга были взяты из Стабилизационного фонда. Это событие знаменует фактическое окончание долговой истории бывшего СССР. С той же поры и начинается история России как страны-кредитора. В прошлом году продолжалось досрочное погашение остатка внешней задолженности России зарубежным странам и международным финансовым организациям.
Результат - небывалый рост зарубежных инвестиций в Россию, явление, ранее нам неизвестное. Удостоверившись в платежеспособности страны и ее «экономических субъектов», зарубежные банки давали и даже в условиях кризиса продолжают давать деньги. Причем, не только кредиты, но и прямые инвестиции в конкретные объекты. В прошлом году произошел очень большой приток иностранного капитала, причем прямые инвестиции почти удвоились. Считается, что помимо демонстрации платежеспособности свою роль сыграла и валютная либерализация, тоже упорно продвигаемая Минфином. Помимо «обычной» конвертируемости рубля в середине 2006 года произошла либерализация счета капиталов, то есть рубль стал полностью конвертируемым по капитальным операциям. И это просто подхлестнуло приток денег в нашу экономику.
Нас, в свою очередь, наоборот, колебания на мировых фондовых площадках заставили призадуматься, так ли выгодно размещать деньги Стабфонда в западных акциях и облигациях. Кроме того, проявившееся в последние годы «неприятие» чужих денег ведущими западными державами, боящимися, что Россия, Индия, Китай, страны Персидского залива смогут скупить их предприятия, сдерживали российское инвестирование на Запад. Поэтому было принято решение увеличить размеры Инвестиционного фонда для финансирования эффективных проектов внутри страны, а также профинансировать за счет Стабфонда так называемые институты развития, которые также должны работать с инвестициями.
Значит ли это, что неприкосновенная заначка Минфина постепенно станет еще одним разделом в расходной части бюджета? Нет! Сходя со сцены, Стабфонд оставляет двух своих прямых потомков - Резервный фонд, который как и его предшественник предназначен для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть, и Фонд национального благосостояния, ориентированный на решение проблем пенсионной системы, что, впрочем, не исключает и другого применения. Буквально на днях Федеральное казначейство и Банк России подписали договор банковского счета, на основании которого будут размещаться средства Резервного фонда, формируемого на базе Стабфонда.
По оценке Алексея Кудрина, Резервный фонд к моменту формирования составит 3,069 триллиона рублей, фонд национального благосостояния - 767,8 миллиарда рублей. Принято и правительственное постановление, регламентирующее управление этими средствами. В частности, за счет средств фонда может покупаться иностранная валюта в долларах, евро и фунтах стерлингов. Эта валюта размещается на счетах в ЦБ. В то же время средства Резервного фонда могут инвестироваться в определенные виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Этими активами могут быть долговые обязательства 14 иностранных государств, перечисленных в постановлении правительства (Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции), долговые обязательства иностранных госагентств и Центробанков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Использовать средства Фонда национального благосостояния предполагалось более рискованно, например, вкладывать их в высокоприбыльные акции. Однако положение на мировом фондовом рынке внесло свои коррективы. В утвержденных правительством правилах управления средствами Фонда национального благосостояния подчеркнуто, что будет осуществляться в соответствии с консервативной стратегией и деньги фонда не будут вкладываться в бумаги частных компаний.
Минфин отберет специализированные финансовые организации, которым могут быть переданы отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния. Возможно, что в скором времени из Фонда национального благосостояния можно будет производить доплаты к пенсиям. Ведь есть же планы, предусматривающие, поощрение тех, кто сам будет отчислять деньги на свой пенсионный счет. Таким обещана и соответствующая доплата от государства. Впрочем, не будем делить шкуру неубитого медведя. Хотя опыт той же Норвегии показывает, что если средства Пенсионного фонда работают, вкладываются в прибыльные проекты и ценные бумаги, то и пенсионерам гарантирована немалая доплата к пенсиям.