МОСКВА, 19 янв - РИА Новости, Ольга Липич. Православные христиане отмечают 19 января великий двунадесятый (один из двенадцати основных) праздник - Крещение Господне, или Богоявление.
В это утро Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Московской патриархии.
В праздник Богоявления верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи.
Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. "И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", - говорится в Евангелии от Марка.
Таким образом, миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.
Иоанн Златоуст говорил, что Иисус Христос крестился в Иордане не для покаяния (ведь Он не грешил) и не для получения дара Святого Духа (Он был причастен Духу от рождения). Иисус принял крещение, чтобы стать известным народу, которого собиралось множество у берегов Иордана, и чтобы, как сказано в Евангелии, "исполнить всякую правду". "Правдой", по словам Златоуста, было повиновение Богу, пославшему Иоанна Предтечу крестить людей водою.
Ежегодно в Крещение и накануне праздника (в сочельник) у церквей выстраиваются очереди за крещенской святой водой. Прихожане хранят ее в течение всего года, пьют понемногу - для телесного и духовного оздоровления. Причем делать это советуют утром, натощак. Крещенской водой также окропляют дома, чтобы призвать благодать Божию.
"Но главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы присутствовать на богослужении, на молебне во время освящения, потому что Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов, изгнания бесов - именно по молитве. Благодать и целебная сила крещенской воды - это ответ на наши молитвы, наше религиозное чувство", - сказал РИА Новости секретарь по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых.
По его словам, не обязательно стоять в очереди за святой водой в сам праздник. "Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается в течение нескольких дней после Крещения", - пояснил Рябых. Бояться, что ее не хватит, по его словам, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (Иорданях) на водоемах.
Есть определенные основания и для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия.
"Благочестивая", по словам священнослужителя, традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, в том числе установилась с принятием христианства и на Руси. Верующих не останавливали даже суровые морозы. В Крещенский сочельник из многих храмов священник и прихожане отправлялись на водоем, где заранее прорубался лед, обычно в форме креста. Прорубь называется Иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
После того как священник совершит чин освящения воды (чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" Считается, что купание на Крещение также способствует исцелению от различных недугов.
"Смысл этой благочестивой традиции омовения в дни Крещения - свидетельство готовности последовать за Христом, который вошел в воды Иордана", - отметил Рябых. "При этом здесь нет никакой обязанности окунаться в купель. Причастие в этот праздник - это лучшее проявление любви к Богу", - подчеркнул священник.
Кроме того, он предостерег от погружения в ледяную воду без твердой веры и молитвы. "Если человеком руководит не религиозное чувство, так можно и свое здоровье попортить", - считает собеседник агентства.