Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Дикость - первое, что пришло на ум, когда прогремела новость об убийстве в Пакистане прозападного лидера оппозиции, бывшего премьер-министра, самой видной женщины-политика Биназир Бхутто. Эта трагедия, происшедшая в четверг, 27 декабря, стала самым "черным днем" в истории Пакистана и потрясла не только страну, но и весь мир в целом.
Можно долго рассуждать о том, кто стоит за этим преступлением, кому это было выгодно, кому мешала Бхутто, но ясно одно - то, что такое происходит в 21-м столетии, в новом тысячелетии, мало чем отличается от далекого средневековья, а возможно и каменного века.
Человечество, несмотря на технический прогресс, развитие демократии, расцвет информационных технологий, по своей сути осталось на прежнем, весьма диком уровне. И неважно, относится ли это к террористам или к властям тех развитых держав, для которых война выбирается в качестве единственного способа решения проблем, несмотря на всю бесполезность.
Но вернемся к Пакистану, где убийство влиятельного политика произошло менее чем за две недели до парламентских выборов. Именно с ней связывали надежду на построение нового пакистанского государства на основе демократии, а не правления военных, которые в общей сложности властвовали половину из 60 лет существования независимого Пакистана.
Убийство Бхутто поставило под вопрос проведение намеченных на 8 февраля выборов, лишило оппозицию лидера, устранило главную политическую фигуру, которая могла бы определить будущее страны, создало предлог для введения очередного военного положения в стране и поставило правительство президента Первеза Мушаррафа в критическую ситуацию.
Наблюдатели заговорили о реальной угрозе гражданской войны в стране, обладающей не просто технологиями в сфере атома, но и уже готовыми к применению ядерными вооружениями. Попади они в руки террористов, последствия этого даже страшно себе вообразить.
Генерал Первез Мушарраф, который пришел к власти в результате военного переворота в 1999 году, столкнувшись с острым внутриполитическим кризисом, недавно поменял мундир главкома пакистанской армии на возможность остаться у власти еще на пять лет в качестве гражданского президента.
Именно его машинально многие обвинили в том, что произошло на этот раз в Пакистане. Во-первых, его правление не привело к ослаблению терроризма, а во-вторых, власти не сумели обеспечить безопасность Бхутто, несмотря на ее просьбы.
К примеру, журналистов, которых допустили на днях в ее резиденцию с телекамерами и прочей техникой, охрана даже не подвергла тщательному осмотру. Впрочем, это могло произойти просто из-за элементарной халатности и фаталистического отношения к бытию, присущего многим некогда угнетенным народам.
Следует отметить, что убийство лидера оппозиции произошло не на севере страны, где действуют радикальные боевики, а недалеко от Исламабада, в городе Равалпинди, где, как сообщалось, располагается штаб-квартира пакистанской армии и где нет недостатка в силах безопасности.
Но вывод о прямой причастности Мушаррафа к покушению на Бхутто был бы слишком простым. И потом слишком уж много было у нее врагов, которые были бы заинтересованы в ликвидации политика, несущего европейские ценности на азиатскую почву в исламском государстве Пакистан.
Называют даже конкретных людей среди окружения Мушаррафа, которые были связаны с прошлым диктатором Зия уль-Хаком, пакистанские спецслужбы, возможно и иностранные. Да и собственно, сами исламские радикалы победно заявили об ответственности за убийство Бхутто.
Причем, дикость и ужас выбранного метода подчеркивает то, что террорист сначала выстрелил в свою жертву, а потом взорвал себя и окружающих его людей. Если какие-либо спецслужбы, пакистанские или иных государств, как-то причастны к уничтожению Бхутто, то явно в сговоре с террористами, использующими смертников для таких целей.
Ошарашенная убийством толпа начала крушить все на своем пути, как было видно из телерепортажей с мест событий, в разных районах Пакистана начались волнения и погромы. Во что это может перейти, сказать пока не берется никто, и аналитики склоняются к выводу, что нестабильность там может весьма затянуться, а реальные причины и реальных заказчиков политического убийства могут так и не найти.
Если такое происходит в Пакистане, то о построении какой демократии можно говорить в этой стране? Никто не сомневается, что пакистанский народ заслужил демократию, но весьма сомнительно, что к ней он уже готов.
Ведь, можно создать демократические институты, принять те или иные "хорошие" законы, тысячи раз произнести слово "демократия" в качестве заклинания, но в условиях средневековой дикости, обездоленности жителей, почти генетического отсутствия у них веры в социальную справедливость на фоне тотальной коррупции никакой демократии разом построить не удастся.
Нужно забыть слово "демократия" не только по отношению к Пакистану, но и ко всему ближневосточному региону, как считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Бхутто весьма условно называли демократом, поскольку она выросла в партии одной семьи, и ее можно считать представителем настоящей династии", - сказал РИА Новости Сатановский. По его словам, внедрение демократии в Пакистане, было бы таким же "маразмом", как и навязывание коммунизма в подобных странах в прошлом.
Попытки навязать демократию извне уже неоднократно заканчивались провалом и оборачивались трагедиями. Ломка старых устоев вовсе не означает принятия тем или иным народом устоев новых, несмотря на пусть даже самые благие цели.
Крайне сомнительно, что реально демократическое государство будет создано в обозримом будущем и в Пакистане. Скорее всего, следует ожидать попыток обуздать нестабильность жесткими и военными методами перед угрозой гражданской войны.
Вместе с тем, как считает заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Вячеслав Белокриницкий, гражданская война в Пакистане маловероятна.
"Гражданской войны не вспыхнет, там нет для этого никаких причин. Это из области фантастики, если до нее дело дойдет, что очень нескоро ", - сказал он РИА Новости.
По его словам, важнее - проблема будущего борьбы с исламизмом, и в этом эксперт видит возможность возникновения "осложнений".
"Сейчас надо думать над тем, будут ли в Пакистане выборы и когда", - сказал он. А демократию в этой стране он считает вполне реальной. Через противоречия и кризис лежит путь к их преодолению. И этот путь может быть найден через парламентские выборы, считает Болокриницкий.
И все же нынешняя ситуация в Пакистане оставляет весьма мало надежд не только на выборы, но и на скорое урегулирование сложившейся ситуации. Теперь она потребует поддержки президента Мушаррафа, который возможно остается единственным человеком, способным использовать армию для того, чтобы удержать страну от взрыва и не допустить попадания ядерного оружия в руки террористов. Некоторые эксперты полагают, что генерала придется поддерживать иностранным государствам и в экономике, и в вооружениях, и в борьбе с терроризмом. А о демократии западного типа в Пакистане думать пока рано.