Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
2007-й год оказался богат на крупные сделки в металлургической отрасли во всем мире. Произошло это причине происходящего не первый год роста цен на металлы, который, по мнению экспертов, продолжится и в 2008 году. В России же главной интригой 2007-го в металлургии стал конфликтный раздел «Норильского никеля», крупнейшего в мире производителя никеля и палладия, между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым. Сейчас в этой длинной саге наметилась развязка - поглощение «Норникеля» начал алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Но Прохорову и Потанину еще предстоит разделить или распродать крупнейшую российскую золотодобывающую компанию - «Полюс Золото».
Миллиардеры Потанин и Прохоров еще в начале 2007 года решили поделить свою империю, главным активом которой является «Норильский никель». Каждому из них принадлежит по блокирующему пакету горно-металлургического комбината (25% плюс 1 акция). Первоначально планировалось, что Потанин выкупит у экс-партнера его долю. Но постоянно дорожающие цветные металлы с каждым днем увеличивали стоимость комбината, что усиливало конфликт между двумя бизнесменами и мешало им договориться о конечной цене пакета Прохорова.
В итоге 21 ноября Прохоров предложил Потанину купить у него блокпакет «Норникеля» за $15,7 млрд (что существенно выше текущей рыночной цены - около $13 млрд), дав ему на это ровно 30 дней. Через два дня - 23 ноября - Прохоров договорился с Олегом Дерипаской, главным акционером алюминиевой ОК «Русал», обменять этот же блокпакет «Норникеля» на 11% акций «Русала» и неназванную денежную сумму (которая, по оценкам экспертов, составляет $9-13 млрд). Продажа блокпакета Прохорова Дерпаске могла произойти только в том случае, если бы Потанин не смог воспользоваться своим правом первоочередного выкупа.
Таким образом, Потанину для обретения контроля над «Норникелем» надо было найти гораздо большую, чем Дерипаске, сумму наличными, причем в сжатые сроки. По слухам, он пытался занять необходимые деньги и у российских банков, и за границей. Но отечественные банки просто не располагают такими суммами; а зарубежные банки не решились, или не смогли, одолжить такую сумму российскому бизнесмену во время кризиса ликвидности, разразившегося на мировых финансовых рынках. Поэтому 21 декабря Потанину пришлось отказаться от покупки блокпакета Прохорова. Буквально через пару часов после этого сообщения в «Русале» заявили, что свою сделку с Прохоровым совершат, как и договаривались. Она может быть завершена в первом квартале 2008-го после получения необходимых разрешений со стороны антимонопольных органов.
Как уверены все эксперты, "Русал" не остановится на блокпакете Прохорова и будет стремиться к поглощению «Норникеля». Около 38% акций комбината принадлежат миноритарным акционерам, которым «Русал», скорее всего, выставит оферту на приобретений их долей. Еще 8% акций «Норникеля» находятся в совместной собственности Прохорова и Потанина, и они, скорее всего, пойдут с молотка на аукционе. Кроме того, «Русал» может предложить Потанину купить его блокпакет на условиях, схожих с теми, на которых приобретается пакет Прохорова. Но Потанин тоже не сказал последнего слова: он еще может приложить все усилия, чтобы сделка «Русала» с Прохоровым не состоялась, или продать свой пакет не «Русалу», а госструктурам.
В любом случае, по мнению большинства экспертов, знакомых с ситуацией, последнее слово по поводу возможного слияния «Русала» с «Норникелем» остается за российским государством. Само по себе объединение этих компаний играет на пользу России. В его результате в стране возникнет первая диверсифицированная горно-металлургической корпорации с глобальными амбициями. «Русал» и «Норникель» производят разные металлы, являясь лидерами в своих сегментах, и удачно дополняют друг друга. Кроме того, объединенная компания получит больше возможностей для привлечения финансов на свои проекты и еще больший потенциал для международных слияний и поглощений.
По капитализации (примерно $100 млрд) объединенный «Русал»-«Норникель» займет четвертое место в мире на рынке цветных металлов, уступая только BHP Billiton (Австралия), Rio Tinto (Австралия) и CVRD (Бразилия). Эти мировые гиганты уже встали на путь укрупнения и диверсификации, что является главным аргументом в пользу создания аналогичного российского гиганта.
В 2008 году должна решиться судьба еще одного актива Прохорова и Потанина - крупнейшей российской золотодобывающей компании "Полюс золото" (капитализация - около $9 млрд). «Полюс Золотом» два «заклятых друга» владеют по аналогичной с «Норникелем» схеме; и, по первоначальным планам, эта компания должна была отойти Прохорову.
По иронии судьбы, в данном случае уже ему не удалось предложить Потанину нужную цену. В итоге в декабре было принято решение продать на аукционе их совместный пакет в «Полюс Золото» (7,4% акций), и практически сразу объявились два крупных покупателя в лице российских инвесторов Мусы Бажаева (группа «Альянс») и Сулеймана Керимова (Nafta Moskva). Правда, не исключено, что в итоге этот пакет окажется в единоличном владении одного из нынешних основных акционеров «Полюса» - Потанина или Прохорова. Золото дорожает не менее стремительно, чем никель и палладий; и обоим очень не хочется с ним расставаться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции