ООН, 25 дек - РИА Новости, Лариса Саенко. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, подводя итоги своего первого года на этом посту, выяснил, что более четырех месяцев он провел в дороге за пределами штаб-квартиры Организации.
"Я пролетел 125 тысяч миль во время 57 официальных визитов в 39 стран на шести континентах. У меня было более 300 двусторонних правительственных встреч (плюс еще 130 на Генеральной Ассамблее). Итого я провел 132 дня в пути", - сообщил Пан Ги Мун в последнем в уходящем году заявлении для прессы.
Генсек был обстрелян в Багдаде во время пресс-конференции, на которой объявлял о расширении присутствия ООН в Ираке, мерз во льдах Антарктики, пытаясь удостовериться, как тают льды и куда уходят пингвины, выяснял судьбу тропических лесов в бразильской Амазонии и стоял под озоновой дырой в Чили. Он лично уговаривал ливанских политиков прийти к компромиссу и избрать президента страны, стоящей на грани кризиса, и подобрал израненный флаг ООН в разрушенной штаб-квартире Организации в Алжире, где в террористической атаке погибли 17 сотрудников ООН.
За первый год руководства ООН Пан Ги Мун облетел половину миротворческих миссий Организации.
"Пан Ги Мун нормально справляется со своими обязанностями, он работоспособный и не строит из себя "отца наций", что никому не нужно", - поделился своим мнением в пресс-клубе журналистов ООН бывший постпред США Джон Болтон.
Когда генсек "дома", он часами беседует по телефону с лидерами стран и политических групп. Недавно он признался журналистам, что больше всего устает от телефонной трубки: с учетом часовых поясов беседы идут в круглосуточном режиме, и мало кто в мире заботится о том, который час в Нью-Йорке.
"Ему, разумеется, трудно, так как у него самая трудная работа в мире и давление идет со всех сторон. Но генсек определил правильные приоритеты, он доступен и принимает нас в течение того же дня, много работает, много ездит", - считает постпред России Виталий Чуркин.
Бюджетный комитет Генассамблеи, однако, уже поднял вопрос резкого роста командировочных расходов секретариата ООН, который за 2007 год вырос на 8 миллионов долларов по сравнению с последним годом правления Кофи Аннана.
ГЛАВНЫЙ ПОЖАРНЫЙ МИРА
Подводя итоги первого года в узком кругу журналистов при ООН, Пан Ги Мун назвал своей главной заслугой международную конференцию на Бали и то, что благодаря его усилиям тема изменения климата стала ключевой в мировых СМИ, а сама Организация получила Нобелевскую премию.
"Я работал над тем, чтобы всколыхнуть общественное мнение и политическую волю перед важной для всех международной конференцией на Бали, на которой мировые лидеры сделали первый шаг на пути достижения всеобъемлющего решения к 2009 году. Эти я считаю своим главным достижением года", - повторил генсек в своем письменном отчете перед журналистами.
Он напомнил, что приступил к реформе секретариата, разделив надвое департамент, занимающийся миротворческими операциями, и готовит преобразования политической службы. Впрочем, не все реформаторские идеи Пан Ги Муна находят широкую поддержку среди дипломатов и сотрудников секретариата. А его планы устроить нечто вроде "мини-посольств ООН" в мире, с соответствующим расширением бюджета, едва ли будет поддержано нациями, не готовыми к новым тратам.
"Мы очень внимательно отслеживаем предложения генсека по реформе ООН. Некоторые из них амбициозны и необоснованны", - считает Чуркин.
Россия солидарна с США, потребовавшими сокращения совокупного бюджета ООН и ее фондов на ближайшие два года, которые в свете новых планов грозили ростом на 25% и увеличением нагрузки на доноров. Соединенные Штаты финансируют четверть миротворческого бюджета ООН, Россия - 1,5%, входя при этом в группу основных плательщиков.
Надо отдать должное генсеку: уговаривая доноров дать больше денег на программы ООН, Пан Ги Мун усилил прозрачность и подотчетность финансовых потоков, делая упор на искоренение коррупции и обещая еще больше новаций в наступающем году.
"Я сделал акцент на этике и установил высочайшие стандарты раскрытия доходов и их прозрачности", - отметил свою заслугу Пан Ги Мун, который год назад представил декларацию о доходах и потребовал сделать это нормой для всех сотрудников ООН.
Недавно он посетовал в узком кругу журналистов, что вся его власть - это только моральный авторитет и сила убеждения, ибо он может располагать кассой, равной бюджету пожарного департамента Нью-Йорка, хотя ООН приходится "тушить" мировые, а не локальные пожары.
"Высочайшие стандарты" честности южнокорейского дипломата привели к тому, что сотрудники секретариата теперь боятся принимать к новому году не только денежные чеки, как бывало прежде, но даже такие традиционные и востребованные сувениры как бутылка русской водки.