Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
В Москве прошла презентация документа (Декларации Люксембургской конференции), в котором впервые ясно сформулированы идеи насчет того, как закрыть «черные дыры» в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Если бы предложения декларации действовали уже сегодня, то не могло бы случиться ни иранского, ни корейского ядерных кризисов.
Речь идет всего лишь о предложениях частных лиц. Международная конференция в Люксембурге, состоявшаяся 24-25 мая 2007 года, собрала независимых экспертов в сферах глобальной безопасности, ограничения вооружений и разоружения из четырнадцати стран. В том числе из России, США, Китая, Индии, Шри-Ланки, Канады, Южной Кореи, Швейцарии, Израиля. Доклад их, как видим, появился только сейчас.
Актуальность темы была очевидна. Главному гаранту режима нераспространения - Договору о нераспространении ядерного оружия - брошены серьёзные вызовы. Вплоть до краха самого ДНЯО и вместе с ним всего режима нераспространения. Произойти это может просто по причине невозможности юридически корректного урегулирования ядерных кризисов, таких, например, как в Иране или Северной Корее. В свою очередь «невозможность» вытекает из несовершенства Договора о нераспространении. То есть «ядерный клуб» расширяется совершенно законным образом, используя недочеты Договора.
Разработанная экспертами Люксембургская Декларация претендует на то, чтобы стать своего рода «дорожной картой», где не только обозначены риски и опасности ядерной катастрофы, но и предложены практически значимые решения по её предотвращению.
Декларация, например, предлагает «укрепление всеобъемлющих гарантий МАГАТЭ». Это - для тех случаев, когда страны, находясь в рамках ДНЯО и пользуясь предоставляемыми Договором льготами, вполне законно создают свои программы, способные производить ядерное оружие. А дальше столь же законно выходят из Договора. Что сделала в своё время Северная Корея и что не исключает сегодня Иран.
Укрепление гарантий МАГАТЭ должно осуществляться, прежде всего, путём подписания и ратификации Дополнительного протокола к соглашениям о гарантиях МАГАТЭ всеми государствами, которые до сих пор этого не сделали.
Суть же предложения вот в чем: Декларация предлагает усилить препятствия для выхода государств из ДНЯО за счет строгой регламентации процедуры выхода. Вплоть до создания нормативной базы для сохранения под контролем МАГАТЭ всех технологий и материалов, приобретенных в рамках ДНЯО. В случае же выхода из ДНЯО технологии и материалы двойного назначения должны быть возвращены поставщикам.
Что касается государств, не входящих в ядерный клуб, но имеющих ядерное оружие и не являющихся подписантами ДНЯО - Индии, Израиля и Пакистана - Декларация предлагает создание определенных стимулов для их присоединения к режиму ядерного нераспространения. То есть - принятие ими Дополнительного протокола МАГАТЭ, подписание Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, их участие в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов, а также в международных механизмах экспортного контроля. Другими словами, речь о том, что не надо делать из трех упомянутых стран ядерных изгоев, а, фактически, следует принять их в ядерный клуб, с его четкими и приемлемыми правилами.
Есть в декларации и более радикальные предложения. Например, безотлагательное возобновление диалога между США и Россией о дальнейшем сокращении и ограничении ядерных вооружений. И начало консультаций России и США с Великобританией, Францией и Китаем относительно их участия в ограничении ядерных сил. Или - идея о принятии всеми ядерными державами-участницами ДНЯО безоговорочного обязательства о неприменении ядерного оружия первыми против любого государства-члена ДНЯО.
Конечно, несмотря на бесспорную привлекательность предложенных инициатив, определённая часть из них не может не вызвать вопросов. Например, правомерно ли ставить Китай в вопросе ограничений ядерных сил на одну доску с Россией и США? Ядерные арсеналы Китая в сравнении с российскими и американскими просто ничтожны. Другое дело - что будет завтра.
Главное же тут в том, что процессу ядерного разоружения давно был нужен дополнительный импульс и приток новых идей. В мире накопилось такое количество качественно новых проблем, решение которых прежними механизмами и методами уже невозможно, что изменение существующего миропорядка просто неизбежно. И было бы совсем неплохо, чтобы это изменение прошло по заранее продуманному и потому управляемому сценарию. Похоже, что одним из таких сценариев и призвана выступить Люксембургская Декларация.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции