Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Владелец торговой сети «Рамстор» - турецкая строительная компания Enka начала избавляться от розничных активов в России. В декабре 14 гипермаркетов «Рамстор» были проданы французской группе Auchan за 182 млн евро. Эксперты уверяют: продажа остальных магазинов не за горами - Enka активно ищет покупателей среди ведущих сетей. Но сделать это будет непросто. По данным участников рынка, супермаркеты «Рамстор» убыточны, поэтому потенциальных покупателей могут заинтересовать лишь занимаемые ими торговые площади.
Распродажа «Рамстора» началась 19 декабря, когда французский оператор Auchan выложил 182 млн евро за права аренды и бизнес 14 гипермаркетов площадью 6-7 тыс. кв. м. каждый. К середине 2008 года все купленные «Рамсторы» начнут работать под вывеской «Ашан». В распоряжении Enka, по разным оценкам, осталось еще 30-40 торговых точек, и поиск покупателей на них идет полным ходом.
Управляющая сетью «Рамстор» компания «Рамэнка» создана в 1997 году турецким промышленно-торгово-финансовым концерном KOC Holding и турецкой же строительной компанией Enka. В качестве образца для развития розничного бизнеса был выбран турецкий сетевой ритейлер Migros (более 700 супер- и гипермаркетов в Турции). Масштабы «Рамэнки» оказались скромнее: по данным компании, в ее управлении до продажи части магазинов компании Auchan находилось 55 торговых объектов в Москве и регионах: 11 торговых центров и 44 супер- и гипермаркета. Правда, участники рынка уверяют, что часть магазинов уже закрылась, и распоряжение компании осталось лишь около 40 торговых точек, размещенных на арендованных площадях.
Поначалу дела у «Рамэнки» шли неплохо: сказывалось отсутствие конкурентов. Иностранные компании, напуганные кризисом 1998 года, даже не смотрели в сторону российского рынка, а отечественные ритейлеры - «Седьмой континент» и «Перекресток» лишь набирались опыта. Да и цены в «Рамсторе» были куда демократичнее, чем в тогдашних российских сетях.
Начиная с 2000-х в стране начался розничный бум. Как грибы после дождя появлялись отечественные розничные сети, в борьбу за место под русским солнцем вступили монстры мирового ритейла, Metro и Auchan. Многочисленным игрокам пришлось спешно определяться с портретом «своего» покупателя. Одни, как «Копейка» и «Пятерочка», заявляли себя в качестве магазинов для бедных, другие - «Перекресток» и «Седьмой континент» - окучивали средний класс и людей с высоким достатком, «Ашан» и «Мосмарт» позиционировались как недорогие магазины для всей семьи. В зависимости от позиционирования, формировался ассортимент торговых точек, вырабатывалась ценовая политика и маркетинговые стратегии. На этом фоне так и не определившиеся с позиционированием «Рамсторы» выглядели как магазины непонятно для кого. В таком виде они явно не отвечали требованиям рынка. И результаты не заставили себя ждать: к 2006 году по обороту турецкая сеть замыкала десятку крупнейших сетевых ритейлеров, а большая часть ее магазинов, по данным участников рынка, была нерентабельной.
Вполне естественно, что владельцы «Рамэнки» решили избавиться от убыточного предприятия. Сначала из дела вышел KOC Holding, а вскоре оставшаяся единственным владельцем сети Enka начала искать покупателей на розничный бизнес. Первым оказался Auchan, удвоивший таким образом свою сеть в России (с 15 до 29 магазинов). А вот продать остальное, скорее всего, будет непросто. Бизнес «Рамэнки» мало кому интересен, клюнуть могут лишь на торговые площади. Но в этом случае потенциальным покупателям проще не торговаться с турками, а выкупить права аренды у непосредственных владельцев помещений, когда те по срокам или каким-то другим причинам прекратят договоры аренды с «Рамэнкой».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции