Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Как сообщила 28 ноября британская The Times, российский олигарх Владимир Потанин хочет занять в Лондоне $15 млрд. Они срочно необходимы ему, чтобы выкупить блокпакет "Норильского никеля" у своего бывшего партнера Михаила Прохорова и получить, таким образом, контроль над комбинатом. Если Потанин не сделает этого до 21 декабря, когда истекает срок действия предложения Прохорова, последний может начать процесс слияния «Норникеля» с объединенной компанией «Российский алюминий» (ОК «Русал»), находящейся под контролем еще одного российского миллиардера Олега Дерипаски. В этом случае будет создан гигант, сопоставимый с такими мировыми лидерами горно-металлургической отрасли как BHP Billiton и Rio Tinto.
Потанин и Прохоров еще в начале этого года решили поделить свою империю, главным активом которой является «Норильский никель» - крупнейший в мире производитель палладия и никеля и один из ведущих производителей платины. Но до сих пор им не удалось начать этот процесс, и его главная интрига - судьба «Норникеля» - должна решиться в самом конце 2007 года.
21 ноября Прохоров предложил Потанину купить у него блокирующий пакет «Норникеля» (25% плюс 1 акция) по цене $15,7 млрд. Срок этой оферты заканчивается ровно через 30 дней. Но через два дня - 23 ноября - Прохоров договорился с Дерипаской обменять этот же блокпакет «Норникеля» на 11% акций ОК «Русал» и денежную сумму, размер которой не называется, но, по различным оценкам, может составить $9-13 млрд. Впрочем, сделка c Дерипаской может произойти, только если до 21 декабря Потанин не реализует свое право первоочередного выкупа пакета Прохорова.
В этом случае в руках Потанина окажется 53% акций «Норильского никеля», рыночная капитализация которого составляет $55 млрд. Как стало известно The Times, для достижения этой цели Потанин пытается занять в Великобритании $15 млрд у местных банков и инвестиционных фондов. По некоторым сведениям, с просьбой занять денег Потанин обратился даже к конкуренту «Норильского никеля» - Rio Tinto. Правда, в лондонском Сити выражают сомнение в том, что Потанину удастся привлечь необходимую сумму в требуемые сроки. Против российского бизнесмена сейчас играет кризис денежной ликвидности, разразившийся на мировых финансовых рынках. Из-за него банки опасаются или просто не могут выдавать крупные займы.
Если же Потанин не найдет необходимых денег, ОК "Русал" не только получит акции «Норникеля», принадлежащие Прохорову, но, как уверены все эксперты, будет стремиться к поглощению комбината. Подобные планы «Русала» могут получить поддержку российского руководства, так как в случае их осуществления будет сформирован диверсифицированный горно-металлургический гигант, который войдет в пятерку крупнейших мировых игроков на рынке металлов и минералов.
Как подчеркивают аналитики, ОК «Русал» и «Норникель» производят разные металлы, являясь лидерами в своих сегментах, поэтому удачно дополняют друг друга. Кроме того, ОК «Русал» владеет собственными энергетическими мощностями и имеет возможность получать более дешевую энергию по сравнению с конкурентами. Слившись, компании могли бы сэкономить на управленческих расходах и объединении сбыта. Но основной смысл такой консолидации в том, что новая компания получила бы больше возможностей для привлечения финансов на свои проекты и еще больший потенциал для международных слияний и поглощений. В этом случае она сможет играть на одном поле такими признанными мировыми лидерами отрасли как BHP Billiton, Rio Tinto, CVRD и Anglo-American.
Капитализация диверсифицированной горно-металлургической компании, которая появится в результате слияния «Норникеля» и ОК «Русал», по ряду оценок, может составить около $90 млрд. (По оценке самого Прохорова, $100 млрд.) Это примерно столько же, сколько стоят «Роснефть» и Сбербанк, большую капитализацию в России имеет только «Газпром» - около $300 млрд.
Впрочем, далеко не все верят в осуществимость планов Дерипаски и Прохорова. Денежная составляющая этой сделки может дойти до $13 млрд, и ОК «Русал» также очень сложно будет привлечь такой объем средств. (Сама она, кстати, оценивается некоторыми экспертами в два раза дешевле, чем «Норникель» - около $22 млрд.) К тому же, нет твердой гарантии, что рынок столь высоко оценит объединенную компанию. Возможно, что по отдельности ОК «Русал» и «Норникель» будут цениться дороже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции