Пётр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
В канун открытия международной конференции по палестино-израильскому урегулированию в Аннаполисе, США, официальный Тегеран объявил о создании новой ракеты «Ашура». К Аннаполису, видимо, оказались приуроченными и спуски на воду новой подлодки и нового эскадренного эсминца «собственного», как было подчеркнуто, производства.
По словам иранских военных, новая подводная лодка «Гадир» невидима для противника и способна на одновременный ракетный и торпедный залп. Что же касается нового эсминца, то он, по словам командующего иранскими ВМС адмирала Сайари, по своим характеристикам превосходит все корабли подобного класса, «созданные до Исламской революции». Адмирал также заявил, что иранские ВМС внимательно следят американским флотом в Персидском заливе, и «весь регион находится под их полным контролем».
Всё это похоже на традиционный для Ирана пиар своей военной мощи, зачастую на грани блефа. Ракета «Ашура», например, заслуживает отдельного разговора. Начнем с названия: Ашура - это десятый день иранского месяца Мохаррам, особый день для иранцев. В арабском календаре такого дня нет. Он отмечается иранскими шиитами как День скорби по внуку пророка Мухаммеда Хусейну. От этого эпизода истории фактически и происходит шиизм, который отличает арабский мир от иранского.
«Ашура» - ракета дальностью в 2 тысячи километров. Работает на твердом (по сведениям израильской разведки) топливе. Покрывает всю территорию Саудовской Аравии и Турции, в состоянии достичь Египта и Болгарии, не говоря уже об Израиле. Тем не менее, какой-либо принципиально новой опасности для Израиля «Ашура» не представляет. У Ирана давно имеются ракеты «Шахаб-3» дальностью в 1300 км, которые достигают территории Израиля, не говоря уже о «Шахаб-4», дальность которых также 2 тысячи км. К тому же, Израиль уже успел разработать антиракету «Хец», способную перехватывать «Шахаб-3» и «4».
Испытания «Ашуры» были специально запланированы на дни конференции в Аннаполисе. Они, судя по всему, не состоялись. Да и трудно представить, где Иран мог бы на своей территории испытать ракету дальностью в 2 тысячи километров. Тем не менее, Тегеран заявляет о создании новой ракеты.
Что за этим стоит? Скорее всего, Иран решил лишний раз напомнить о себе всем соседям по региону. Тегеран болезненно отреагировал на проведение конференции, на которой был представлен практически весь арабский мир. Более того, о своей готовности участвовать заявляли не только палестинцы, но и проиранские группировки ХАМАС и «Хизбалла», в то время как иранских представителей в Аннаполис не пригласили. И это притом, что Тегеран палестино-израильское урегулирование считает чуть ли не своей прерогативой.
Особенно это касается президента Ирана Ахмадинежада. «Даже самые глупые политики вскоре поймут, что с политической точки зрения эта конференция с самого начала была обречена на поражение», продолжает и сегодня настаивать иранский президент. Если духовный лидер аятолла Хаменеи ограничился тем, что предрёк провал конференции, то Ахмадинежад заявил о неправомерности ее проведения. Было это в телефонном разговоре не с кем-то, а с королем Саудовской Аравии. Ахмадинежад выразил при этом ещё и сожаление, что страна короля приняла приглашение на участие в конференции. Как потом комментировали иранские СМИ, Абдалла бен Абдель Азиз заверил Ахмадинежада в том, что Саудовская Аравия «никогда не признает легитимности Израиля». Очевидно, что для Тегерана это слабое утешение.
Иранское руководство заявило было о своем намерении в ближайшие дни провести альтернативную Аннаполису конференцию. Скорее всего, и здесь официальный Тегеран ждёт разочарование. Официальный представитель Палестинского движения исламского сопротивления ХАМАС Абу Усама Абдольмаати уже заявил, что никакой конференции, фактически, проводиться не будет. Просто в ходе поездки лидеров палестинских группировок в иранскую столицу они обсудят с руководством Ирана ситуацию в Палестине и обстановку в регионе.
Ситуацию, в которой оказался Тегеран, психологи расценивают как синдром дефицита востребованности. Дефицит, конечно, есть, если даже соседи по региону не проявили должной солидарности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции