Анастасия Елаева, РИА Новости.
Прибытие молодого вина «Божоле Нуво» в Москву ознаменовало собой наступление Нового Винного Года. Впереди декабрь - месяц сумасшедшего шопинга - и встреча Нового года настоящего, которая предполагает традиционное буйное застолье. Какое вино пить на праздники будем? Вопрос не праздный, учитывая, что СМИ весьма преуспели в дезориентации многочисленных покупателей «благородного напитка». Нынче у всех на слуху вести с фронтов винных войн, в ходе которых наш санитарный генерал Онищенко одерживает впечатляющие победы над пронырливыми грузинскими фальсификаторами «Киндзмараули», а из великих апелласьонов Бордо поступают угнетающие психику сообщения о перегонке знаменитых французских вин в биотопливо для автомобилей.
Сегодня можно подвести некоторые итоги периода нервных настроений, в которые, как ранее казалось, опрокинут российский винный рынок. Всем памятны заявления главы Роспотребнадзора, что в 2007 году в сфере алкогольной политики в стране произойдет коренной перелом, «Россия избавится от более чем 300-летнего загула, инициированного Петром I». Главный итог - на этом рынке ровным счетом ничего сверхъестественного не произошло. Российский потребитель оказался безоговорочно глух к винно-политическому кликушеству и по-прежнему балуется «красненьким» без особого желания внимательно рассматривать этикетки.
Музыкой звучат выводы последних исследований маркетологов из российских регионов: «среднестатистический воронежский потребитель тихого виноградного вина - женщина в возрасте от 18 до 60 лет, служащая или специалист, с высшим образованием. Основная масса потребителей вина (около 85%) не являются абсолютными приверженцами к определенному производителю. Предпочтения по цвету и типу вина у жителей г. Воронежа совпадают с общероссийскими - две трети потребителей предпочитают красное вино, треть - белое вино и около 3% отдают предпочтение розовому вину. 63% потребителей предпочитают полусладкое вино, 19% - сухое натуральное и 8% - полусухое. На выбор вина при покупке влияют следующие факторы: известность производителя/марки (страна никакого значения не имеет - Авт.); презентабельный внешний вид бутылки/упаковки; цена не дешевле 100 рублей». А теперь запомним: наш покупатель в глубинке вывел для себя правило - дешевле 85 рублей за бутылку не брать (откровенная бормотуха), дороже 200 рублей тоже не брать (а зачем?).
Что действительно «шевелит» российский винный рынок, так это внутренняя экономическая ситуация и в первую очередь, разумеется, инфляция. По заключению экспертов Союза участников алкогольного рынка (СУАР) с 2007 г. рост рынка вина, вероятнее всего, прекратится на год-два. «Платежеспособность населения не успевает за ростом цен на винную продукцию, что привело к кризису и затоваренности рынка средними по цене (от 110 до 170 рублей за бутылку) импортными винами во 2 квартале 2007 г.».
Александр Сиваков, независимый эксперт алкогольного рынка, считает, что российские власти реально мало что могут сделать для того, чтобы реализовать призыв отца гламура поэта Игоря Северянина столетней давности: «Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа!...». «Государство до 1985 года формировало очень грамотную структуру потребления: на 1 литр водки население России выпивало около 1,5 литра натурального вина и 1,5 литра пива. Сегодня, для сравнения, на 1 литр водки легальной, нелегальной и суррогатов выпивается 4,5 литра пива, 0,4 литра вина и 0,2 литра слабоалкогольной химической «отравы». Нынче рынок потребления выстраивает не государство и даже не бизнес, как это кому-то ошибочно кажется, а скудный кошелек потребителя - его финансовые возможности» - заявляет эксперт.
«В настоящее время главная проблема отечественного виноделия - проблема качества вина, поскольку на производство тех объемов вина и коньяка, которые появились в России на свет в 2006 г., не хватает не менее 30% исходных материалов (с учетом импорта коньячных спиртов и виноматериалов)» - утверждают аналитики СУАР. При этом признается откровенная рыночная слабость столовых вин из дальнего зарубежья (как упоминалось выше для нас главное - сверхумеренная цена и «полусладкость», на что традиционные иностранные импортеры говорят брезгливое «фи!».
Впрочем, какие-то позитивные сдвиги все-таки происходят. В России медленно, но верно идет формирование класса потребителей, делающих выбор в пользу высококачественного продукта. Об этом, в частности, говорили представители РОСТЕСТА, Министерства сельского хозяйства РФ, а также эксперты по вину на недавно прошедшей пресс-конференции «Качество вин массового рынка России». Эту тенденцию подтверждают данные Международного агентства по винам и спиртным напиткам (IWSR), согласно которым, в России спрос на вина дороже 10 долларов за бутылку с 2000 по 2005 гг. подрос на 160 %. Что касается массового сегмента, то, по статистике сетевых супермаркетов экономического класса, за последний год резко сократились продажи вин до 100 рублей за бутылку при увеличении объемов продаж более дорогих столовых вин по цене 140-180 рублей.
Если еще в XIX веке классики подсмеивались над «мадерой ярославского розлива», а раскрутка марки тогда была простой и идеально соответствовала господствовавшей модели рыночных отношений: главное, чтобы губернатор сказал, что «никогда ничего лучше не пивал». Сегодня эстетов винопития на административный ресурс не купишь! Требуется и аутентичность и качество.
Для удовлетворения растущего спроса российские бизнесмены совместно с иностранными специалистами все чаще предпринимают попытки наладить производство премиального вина по классическим европейским технологиям и в соответствии с лучшими европейскими традициям.
Потенциал для создания такого бизнеса и развития российского виноградарства велик. На юге России наберется не один десяток тысяч гектаров земель, которые пригодны для выращивания винограда, но сегодня практически не используются. А между тем объективные исследования показывают, что терруары (терруар - это комплекс факторов, влияющих на вино, от почвы до конечного продукта) многих участков в Краснодарском крае схожи с апелласьонами французской провинции Бордо - «святой земли» для всех виноделов. Иностранных экспертов вводит в шок тот факт, что в то время как по всему миру - от Рейна до Новой Зеландии, от Калифорнии до Чили - все мало-мальски пригодные для выращивания хороших ягод участки уже давно не только засажены лозой, но и измерены сантиметровой рулеткой, занесены в реестры и снабжены соответствующими сертификатами, в России (в Европе!) на просторных склонах прикубанских холмов пасутся белые овечки!
Принципиально новым для российской винодельческой культуры при попытках воспроизвести уровень качества французских вин является вводимый тип организации производства, в котором объединено управление виноградниками и винодельческим предприятием, где контролируют все - от момента посадки виноградной лозы до розлива вина в бутылки и наклеивания этикеток. Во Франции такое хозяйство называют «шато», этим же словом стали обозначать современные российские винные предприятия европейского образца.
Однако создаются современные предприятия по производству вина на территориях бывших «винсовхозов», что нередко приводит к столкновениям двух разных винодельческих культур, сложившихся как бы на разных планетах. Так, целый ряд технических приемов выращивания винограда «по-французски» воспринимался местными работниками поначалу как «организационное издевательство». В переломные календарные моменты противоречия доходили до кризисов и забастовок, поскольку местные сотрудники искренне верили, что французские специалисты занимаются вредительством и имеет целью не дать собрать большое количество винограда, иными словами - не выполнить план «по валу». Люди не понимали, зачем ограничивать урожай, держать гроздья на лозе до самых морозов. Однако винодельческий результат изменил их мнение. «Полученные по традиционной французской технологии в Краснодарском крае красные вина весьма недурны. Очень мясистые, с хорошей долготой во рту и широкой палитрой ароматов черных ягод и деликатных пряностей», - описывает их французский энолог Франк Дюссенер.
Новшеством для России является не столько возможность производства премиального вина по высшим европейским стандартам, сколько то, что постепенно это производство приобретает относительно массовый характер. «То, что вызывает удивление - это факт стабильности. Теперь вино суперкласса это не просто десять выставочных бочек, сделанных по спецзаказу. Для наших виноделов это настоящий прорыв. Классический русский случай, который нам известен по обуви: по приказу царя найти Левшу, который подкует блоху. Пока есть один Левша и одна блоха - проблем не возникает. Все отлично, все работает. Как только все ставим на поток, то почему-то опять получаются войлочные сапожки с молнией посередке, а не итальянская обувь», - комментирует ситуацию топ-менеджер одной из небольших винодельческих компаний Елена Денисова.
Главной проблемой российского рынка премиального вина является слабая осведомленность покупателей об основах виноделия и отсутствие соответствующей винодельческой культуры, чем не прочь воспользоваться недобросовестные поставщики и производители. «По сути дела, отличить качественный продукт от некачественного практически нельзя», - отметил профессор Школы сомелье, Александр Купцов, - Можно сориентироваться по цене, но довольно часто бывает так, что даже плохие вина в супермаркетах стоят довольно дорого».
И, тем не менее, факт нарождения нового слоя потребителя, который хочет пить хорошее вино по реальной цене, очевиден. Сегодня многие россияне готовы платить больше, чтобы получить на своем столе более качественный продукт. Утешить их может то, что сегодня в России все же существуют совместные с иностранными партнерами проекты по производству вина по европейским стандартам качества, импорт виноматериалов, сопровождаемый тесным сотрудничеством между российскими и зарубежными виноделами. Правда, чтобы найти реальный плод их труда, всем нам по-прежнему приходится играть в русскую рулетку.