День Матери в России
Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле. Для кельтов Днем Матери был день чествования богини Бриджит. С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось «мамино воскресенье» (Mothering Sunday). В современной истории День Матери - праздник, ежегодно отмечаемый во многих странах. В этот день воздается должное труду матерей и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Впервые День Матери был объявлен губернатором Западной Вирджинии в 1910 году. В 1911 году День Матери отмечали уже все штаты Америки, а также Мексика, Канада, Китай, Япония, Южная Америка и Африка. 12 декабря 1912 года была создана Международная Ассоциация Дня Матери с целью распространения сознательного празднования этого дня. Многие страны отмечают собственный День Матери в разное время года. В России День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября в соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
Генеральная Ассамблея ООН объявила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и предложила правительствам, международным и неправительственным организациям провести в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этой проблеме (резолюция 54/134 от 17 декабря 1999 года). Активистки отмечают 25 ноября как день борьбы с насилием с 1981 года. В этот день в 1961 году в Доминиканской Республике по приказу доминиканского правителя Рафаэля Трухильо были зверски убиты три сестры Мирабал - Минерва, Патриа Мария и Тереза. Девушки были членами подпольного общества «Группа 14 июля», возглавляемого мужем Минервы Маноло Таваресом Хусто. Насилие в отношении женщин распространено повсюду в мире и присуще всем обществам и культурам. Насилие затрагивает женщин вне зависимости от их расы, этнической принадлежности, социального положения, достатка, происхождения или любых других обстоятельств. Справиться с проблемой домашнего насилия пока не удалось даже развитым странам. Но вот найти способы, как это явление остановить, общество попытаться может. И один из них - говорить об этой проблеме иного и везде, а не только 25 ноября.
445 лет назад (1562) родился Лопе Феликс де ВЕГА КАРПЬО (Лопе де Вега), испанский драматург, крупнейший представитель «золотого века» испанской литературы
Лопе де Вега родился 25 ноября 1562 года в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. Окончив университет, участвовал в походе Непобедимой Армады, затем, занимаясь литературой, одновременно служил секретарем у видных испанских аристократов, приблизивших его ко двору. Стремление к личной независимости, которую в то время могли предоставить только армия и церковь, продиктовало Лопе де Веге выбор карьеры священника. Однако ни причастность к инквизиции, ни духовный сан не наложили отпечатка на его творчество, искрящееся весельем и остроумием. Перу Лопе де Веги принадлежит большое число поэтических и прозаических произведений; он написал более двух тысячи пьес, романов, стихов, в том числе драм «Великий герцог Московский», «Звезда Севильи», «Саламейский алькальд», «Фуэнте Овехуна», комедий «Собака на сене», «Учитель танцев». Блестящий мастер диалога и интриги, Лопе де Вега виртуозно разрабатывал сложные сюжеты, построенные на острых конфликтах. В своих жизнерадостных, полных энергии и темперамента комедиях драматург отображал испанскую жизнь своего времени. Многие пьесы великого испанского драматурга до сих пор входят в репертуар ведущих театров мира. Пьесы де Вега представляют собой классические образцы испанской национальной драмы Возрождения, которым следовали многие драматурги разных поколений. Он оказал влияние на дальнейшее развитие драматического искусства в Испании и Западной Европе. В России пьесы де Вега начали переводить со второй половины XIX века. Сегодня Лопе де Вега считается не только классиком испанской драматургии, но и создателем целой школы драматургов, среди которых были Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Тирсо де Молина. Умер великий драматург 27 августа 1635 года. Был погребен в церкви св.Себастьяна, которую в 1937 году взорвали фашисты.
295 лет назад (1712) родился Шарль Мишель де Л'ЭПЕ, французский аббат, разработавший язык жестов (дактильную азбуку) для глухонемых
По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек в мире. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. Но никто из людей, не имеющих слуха, не считают себя немыми - у глухих есть язык жестов, такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей - Парижский институт глухонемых - был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л'Эпе. Шарль Мишель де Л'Эпе родился 25 ноября 1712 года. Получил богословское и юридическое образование. Долгое время занимался юриспруденцией. Началом его педагогической деятельности стало обучение двух глухих девочек. При этом де Л'Эпе опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, которая была выдвинута Д.Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принцип природосообразности в педагогике Я.А.Коменского. В практике обучения де Л'Эпе применял жесты, которыми девочки пользовались при общении между собой. Успехи в обучении глухих воспитанниц побудили де Л'Эпе открыть в собственном доме в Париже первое в мире специальное учебное заведение для глухих. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей. Де Л'Эпе считал, что в обучении глухих детей следует использовать различные речевые средства - словесную речь (в основном письменную, но также и устную, и язык жестов), причем жестовая речь в системе «мимического метода» играла важную роль. Своей целью Л'Эпе ставил дать глухим ученикам умственное и нравственное воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (т.н. мимический метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Л'Эпе считал, что единственное средство вернуть глухих обществу - «научить их слышать глазами и говорить голосом». Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Л'Эпе изложил в книгах «Обучение глухонемых посредством метод, знаков» (1776) и «Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом». Его имя получило широкую известность в Европе, школе стали помогать венценосные особы, русская императрица Екатерина II вела с Л'Эпе переписку. Спустя два года после его смерти (умер де Л'Эпе 23 декабря 1789 года) Национальная ассамблея Франции внесла имя аббата в списки благодетелей человечества и взяла под государственную опеку созданную им школу. В начале XIX века выпускники Парижского института глухонемых начали отмечать день рождения Шарля Мишеля де Л`Эпе, празднования в честь него стали традиционными. В 1912 году пышно отмечалось 200-летие со дня рождения великого француза, на которое было приглашено множество глухих из разных стран, что, возможно, и стало одной из первых международных встреч сообществ глухих.
65 лет назад (1942) подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи («Нормандия-Неман»)
Советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи было подписано 25 ноября 1942 года, а уже 5 апреля 1943 года в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта начала свой боевой путь французская добровольческая эскадрилья «Нормандия», действовавшая на советско-германском фронте против фашистcкой Германии в 1943-1945 годах. Первоначально эскадрилья насчитывала 14 летчиков и 58 авиационных техников. Первым ее командиром был известный французский пилот Жан Луи Тюлян, еще до прибытия в Союз сбивший шесть самолетов противника (погиб в бою летом 1943 года). 5 июля 1943 года на базе французской эскадрильи «Нормандия» был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия», состоявший уже из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан». За доблестное участие в освобождении Белоруссии получил наименование «Неманский» - так родилось двойное имя «Нормандия-Неман». Полк участвовал в сражении на Курской дуге, освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии, Литвы. Зимой 1945 года летчики «Нормандии» приняли участие в напряженных боях за Кенигсберг. За период пребывания на советско-германском фронте полк «Нормандия-Неман» совершил более пяти тысяч боевых вылетов, провел свыше 800 воздушных боев. Французские летчики сбили около 300 фашистских самолетов, уничтожили значительное количество боевой техники противника. За совершенные подвиги советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское - Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика, четверо из них стали Героями Советского Союза. 15 июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж. Один из самолетов Як-3, на которых воевали летчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации в Ле Бурже.
668 лет назад (1339) были заложены дубовые стены Московского Кремля
История Московского Кремля тесно связана с важнейшими событиями жизни русского государства. В XII веке Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. В 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукова был построен детинец ( укрепленный центр поселения, или кремль). Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении реки Неглинной в реку Москву должен был защищать устья двух судоходных рек - Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний кремль занимал небольшую территорию - около четырех гектаров. Кроме деревянных стен, его защищали рвы и земляные валы. В 1339-1340 годах при великом князе Иване Данииловиче Калите вокруг Кремля за пять месяцев были возведены мощные дубовые стены. Московский Кремль становится политическим центром феодального княжества, резиденцией великих князей и митрополитов. Иван Калита значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором, церковью Иоанна Лествичника с колокольней и Архангельским собором. В княжение Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору. Дубовые стены Калиты не выстояли и четверти века: они сильно пострадали от пожара 1365 года, и в 1367 году уже Дмитрий Донской поставил «город Москву камен» почти в пределах современного Кремля. Эти каменные стены простояли до 1485-1499 годов, когда Кремль был обнесен новыми каменными стенами, обратившими его в типичную итальянскую крепость. При частых пожарах Москва как город продолжала расти. В 1534-1538 годах каменная стена опоясала торговую часть Москвы (Китай-город). Классическая кремлевская застройка окончательно сложилась к середине XIX века. Кремль как уникальный памятник российской истории с этого времени является не только сердцем первопрестольной столицы русского государства, он становится хранителем великих тысячелетних национальных традиций и обычаев, одним из главных представительских центров, где проходили важнейшие церемонии российской империи.
112 лет назад (1895) родился Анастас Иванович МИКОЯН, советский государственный и партийный деятель
Анастас Микоян родился в армянском селе Санаин в семье бедного плотника. По окончании начальной школы поступил в духовную семинарию в Тифлисе. Еще семинаристом Микоян стал членом социал-демократического кружка. В 1915 году вступил в РСДРП(б). После Октябрьской революции вел партийную работу в Баку, командовал Боевой дружиной, был комиссаром бригады на фронте. В 1926 году был избран кандидатом в члены Политбюро. Входил в ближайшее политическое окружение Сталина. В том же 1926 году году Микоян стал наркомом внешней и внутренней торговли СССР, в 1930 году - главой Наркомата снабжения и внешней торговли; в частности, занимался продажей за границу части коллекций Эрмитажа (картины Рубенса, Рафаэля, Рембрандта; мебель, ювелирные изделия) для оплаты импортируемого оборудования. В 1934 году был поставлен во главе Наркомата пищевой промышленности, ему удалось сравнительно быстро наладить производство консервов, колбас, хлеба, мороженого. Нарком пищевой промышленности лично побывал в Америке для изучения колбасного производства. В 1931 году в Москве, на территории деревни Дубровки за Спасской (ныне Крестьянской) заставой было начато строительство первых корпусов предприятия, которое получило название «Первый московский колбасный завод». Через три года, 31 декабря 1933 года, начали работу все девять цехов Московского мясокомбината, а два месяца спустя, 5 марта 1934 года, Московскому мясокомбинату присвоено имя А.И.Микояна в знак признания его личного вклада в создание первенца мясной индустрии советского государства (сегодня это ЗАО «Микояновский мясоперерабатывающий комбинат («Микоян»). В 1939 году по указанию Микояна была выпущена уникальная «Книга о вкусной и здоровой пище» с его собственным предисловием, в котором нарком пищевой промышленности призвал народ к социалистическому изобилию. К каждому из разделов книги было подобрано в качестве эпиграфа какое-либо из высказываний Микояна или Сталина. Книга была написана опытными кулинарами-практиками совместно со специалистами отраслевых институтов, учеными ВНИИ питания Народного комиссариата здравоохранения. Ни одна другая советская книга не переиздавалась так часто - почти каждый год на протяжении полувека. Полумиллионные тиражи раскупались молниеносно, за ней стояли в очередях. Во время Великой Отечественной войны Анастас Микоян возглавил Комитет продовольственно-вещевого снабжения армии - деятельность, за которую в 1943 году он был награжден званием Героя Социалистического Труда. С 1946 года Микоян, будучи заместителем председателя Совета Министров СССР, являлся и министром внешней торговли. С 1951 года Сталин отдалил от себя Микояна, но смерть Сталина в 1953 году сохранила Микояна в высших звеньях руководства. В середине 1950-х годов выступил вместе с Никитой Хрущевым с критикой «культа личности» Сталина. В 1964 Анастас Микоян стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. В ноябре 1965 года подал заявление об отставке по возрасту и был торжественно отправлен на пенсию. Умер в октябре 1978 года, не дожив всего один месяц до своего 83-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
17 лет назад (1990) умер Мераб Константинович МАМАРДАШВИЛИ, грузинский философ
Мераб Мамардашвили родился в городе Гори (Грузия), в семье кадрового военного. Окончив школу с золотой медалью, он поступил на философский факультет МГУ, который окончил в 1954 году. После окончания аспирантуры в 1957 году Мамардашвили работал в редакции журнала «Вопросы философии», где была опубликована его первая статья «Процессы анализа и синтеза». В 1961-1966 годах был в командировке в Праге, работал в журнале «Проблемы мира и социализма». Позже работал в московских институтах, читал лекции на психологическом факультете МГУ, в ВГИК, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах страны. В этих многочисленных лекциях (в т.ч. о Декарте, И.Канте, М.Прусте, сознании и др.) наиболее полно отразился «сократический» характер философствования Мамардашвили . В 1968-1975 годах был заместителем главного редактора журнала «Вопросы философии» И.Т.Фролова. При жизни философа были изданы его книги: «Формы и содержание мышления», «Классический и неклассический идеалы рациональности», «Как я понимаю философию», «Символ и сознание», «Необходимость себя», «Стрела познания», «Лекции по античной философии». С 1980 года Мамардашвили жил в Тбилиси, работал в Институте философии. Он умер 25 ноября 1990 года от разрыва сердца в аэропорту Внуково в Москве, возвращаясь на родину. После смерти ученого свет увидела его книга «Картезианские размышления».