Тибетский автономный район - одна из провинций Китайской Народной Республики, регион, отличающийся особой притягательностью для туристов, колыбель буддийской культуры и традиций. Он традиционно привлекает к себе внимание и становится темой оживленных дискуссий. Как развивается регион сегодня? Какие актуальные проблемы и вопросы стоят перед китайским правительством? Об этом журналистам «РИА Новости» рассказал заместитель руководителя Народного правительства Тибетского автономного района У Инцзе (Wu Yingjie).
- Расскажите об общей ситуации в Тибетском автономном районе. Какова его площадь, численность населения, экономическая специализация?
- Прежде всего хотел бы поприветствовать делегацию «РИА Новости» в Тибете и поблагодарить за внимание и интерес к развитию нашего региона. Наши страны связывает давняя история, народы наших стран - добрые друзья и соседи.
Тибетский автономный район занимает площадь более 2,7 миллиона км2, что составляет 1/8 территории КНР. Однако плотность населения невелика - здесь проживают чуть более 2,8 миллиона человек. 93% населения составляют тибетцы, еще 5% - ханьцы, а 2% - представители других национальностей Китая. Район делится на 73 уезда, насчитывает 7 крупных городов и более 5900 деревень.
До последнено времени экономика в регионе практически не развивалась. Сельское хозяйство было в упадочном состоянии. Это связано, прежде всего, с тем, что основная часть территории лежит в высокогорных районах, непригодных для земледелия: на некоторых участках высота достигает 4700 метров над уровнем моря.
Всем известно, что по классической схеме развитие экономики складывается из трех составляющих - промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. В нашем случае, развитие всех трех составляющих сталкивается с определенными трудностями. При наличии большого количества земли, пахотные площади весьма невелики. Масштабное развитие промышленности в значительной степени сдерживается необходимостью поддержания благоприятной экологической ситуации и охраны наших естественных природных ресурсов. Развитие сферы добычи полезных ископаемых требует значительных капиталовложений. А сфера услуг не может развиваться сама по себе - ощутимый туристический поток пошел в Тибет лишь в последние несколько лет.
- Каким образом программа развития западных районов страны, направленная на поддержание отсталых регионов, коснулась Тибета?
- Тибет получал помощь на государственном уровне задолго до принятия программы развития западный районов. С 1958 года государственная поддержка была постоянной. С 80-х годов в Тибет поступает финансовая помощь со стороны коммерческих банков.
Государственные капиталовложения в значительной степени помогают развитию региона и улучшению качества жизни населения. Построены дороги, здания, развивается инфраструктура. Наши дети получают дотации на учебу, включая питание в школе. Любопытны статистические данные: если в целом по Китаю средний уровень доходов населения составляет 60 юаней в месяц, то в Тибете эта цифра на сегодняшний день достигает 100 юаней.
- Как известно, в октябре в Пекине прошел 17-й съезд Коммунистической партии Китая. Какие его решения коснулись непосредственно Тибета?
- На съезде обычно не принимаются решения по частным вопросам. На нем обсуждается и вырабатывается стратегия развития страны в целом. Поэтому в октябре не было специального обсуждения проблем Тибета. Однако в наших докладах правительству мы неоднократно обращали внимание на проблемы региона, среди которых, в первую очередь, медленные темпы развития образования и здравоохранения. Другими важными задачами являются повсеместная электрификация региона, развитие систем водоснабжения и транспортного сообщения. Для поиска путей решения этих вопросов на уровне Государственного совета КНР регулярно собираются специальные совещания.
- Мы приехали в Лхасу на поезде по недавно построенной высокогорной железной дороге. Как открытие железнодорожного сообщения с остальной частью страны повлияла на развитие Тибетского автономного района?
- Открытие железнодорожной магистрали в Лхасу имеет определяющее значение в развитии местной экономики. Раньше, когда в Тибет можно было добраться только на машине или самолете, туристов к нам приезжало мало. Да и местные жители были в значительной степени ограничены в перемещениях по стране. Билеты на самолет стоили и по-прежнему стоят дорого, а автомобильный переезд занимает слишком много времени.
После открытия железнодорожного сообщения пассажиропоток возрос в несколько раз, в настоящее время его масштабы достигают 372 тысячи чел/раз, причем каждый десятый из приезжающих к нам - иностранец. Доход туристической отрасли превышает 4,4 млрд. юаней (более 585 млн. долл.США).
С момента открытия железнодорожной магистрали по настоящее время наблюдается максимально высокий темп роста доходов населения. Кроме того, интенсифицировался обмен опытом и человеческими ресурсами между Тибетом и другими китайскими провинциями. Местное население получило возможность чаще выезжать в другие районы Китая - стоимость билета на поезд до Пекина в 5 раз ниже, чем на самолет. Большое количество молодежи получают образование в Пекине и других крупных городах Китая.
- Всё большее число россиян интересуются Тибетом, хотят посетить этот замечательный регион. Почему в отношении иностранцев существует система получения специального разрешения на въезд в Тибет? Чем он отличается от других провинций Китая, которые можно посещать, имея лишь въездную визу в паспорте?
- Безусловно, культура является своеобразной притягательной силой Тибета. И нам очень приятно, что большое число людей, включая иностранных граждан, хотят посетить Тибет, своими глазами увидеть его красоту. Однако это высокогорный регион, он отличается тяжелым климатом, непривычными условиями для человека из других мест. По нашему мнению, иностранцы в наибольшей степени подвержены возможности негативного воздействия климата на здоровье. А мы - представители власти - несем ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому получение разрешения на въезд в Тибет не связано ни с какой другой причиной, кроме обычного информирования властей о пребывании иностранных граждан на территории района. Если мы знаем о вашем прибытии в Тибет, в курсе вашего маршрута и программы, то это в значительной степени облегчает нам заботу о вас, помогает в кратчайшие сроки прийти на помощь. Ни в коем случае не надо воспринимать это как ограничение вашей свободы.
Ирина Искакова, "РИА Новости", Лхаса - Москва