И в свободное от политических кампаний время есть спрос на узнаваемые лица. В период между выборами мы то и дело узнавали, что тот или иной спортсмен, цирковой артист, примелькавшийся телеведущий принят в ту или иную партию. Когда же наступает горячая пора предвыборной борьбы, то сей процесс резко активизируется - начинается настоящая охота на звездных персонажей. Да они и сами на ловцов бегут.
Понятное дело, что охотнее всего бегут в «Единую Россию». В ее рядах мы уже видим Николая Расторгуева, Светлану Журову, Алину Кабаеву, Илью Авербуха, Надежду Бабкину, Сергея Жигунова, Сергея Безрукова, Александра Калягина, Владимира Меньшова, Валентину Толкунову, Валерия Меладзе и т.д. Список артистов-партийцев и партийных спортсменов насчитывает около ста фамилий. У конкурента партии власти «Справедливой России» дела много хуже, но и ей есть чем гордиться - у нее «золотой голос России» Николай Басков и великий фигурист Евгений Плющенко. Был у нее еще златоуст писатель Шаргунов - да в последний момент весь вышел. Точнее его «вышли» по причинам широко известным.
В КПРФ из новых громких приобретений только кинорежиссер Владимир Бортко. Но он не Цицерон. И пользы от него в деле пропаганды и агитации - чуть.
Известный и квалифицированный Цицерон - коммунист Сергей Доренко, но его вряд ли Зюганов поперек себя пустит на экраны телевизоров. Есть у коммунистов еще два киноартиста по образованию - Елена Драпеко и Николай Губенко. Хотя их, если широкая публика и помнит, то скорее как маститых политических функционеров, чем как мастеров культуры.
Впрочем, демократические партии и этим не могут похвастаться. Из чего напрашивается вывод: мастера шоу-, кино- и прочих зрелищных бизнесов по своим политическим склонностям мало чем отличаются от той публики, на которую работают, и которая 2-го декабря пойдет к урнам.
В принципе, во всем этом нет ничего нового и удивительного. Всякий раз так. Каждый раз выясняется, что определенная часть электората склонна больше покупаться не на программы кандидатов, а на их лица. Выясняется, что избирателям - с лица пить, все-таки. Вот и приходится партиям брать их напрокат, в аренду, в наем и т.д.
Тем не менее, нынешний «призыв» знатных людей страны под партийные знамена имеет новую конфигурацию. Мы же видим, как резко поменялся контингент творческих работников, стучащихся в наш парламент.
Когда демократия только начиналась, и всем хотелось поскорее избавиться от коммунистической номенклатуры, то среди кандидатов от творческой интеллигенции все больше фигурировали писатели, журналисты, публицисты, крупные режиссеры, социологи, ученые...
Политические движения приглашали писателя Гранина, или актера Басилашвили в свои единомышленники с тем, чтобы опереться на их нравственный авторитет в народе, на их человеческую и профессиональную репутацию. В моде были журналисты с ярко выраженными этическими и гражданскими позициями.
Одним словом, в моде были мозги и порядочность. Другое дело, что это не принесло счастья ни избранникам народа, ни избирателям из народа.
Потом пришло время рекрутировать в кандидатские списки военных отставников, поскольку возник спрос на порядок и дисциплину. Кульминационной точкой этого процесса стала стремительная политическая карьера генерала Лебедя.
Нынче же в моде мускулы и популярность. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на то, как много в партийных рядах «Единой России» спортсменов. Начиная от борца Александра Карелина и кончая гимнасткой Алиной Кабаевой. Странно, что до сих пор футболист Роман Павлюченко, забивший два победных гола в ворота сборной Англии, еще не записан ни в какую партию. А у него такое светлое, простодушное. позитивное лицо. С него можно пить. Им и другими медийными лицами можно воспользоваться, чтобы скрасить впечатление от безликости невыразительности профессиональных политиков. Чтобы сами партии, допустим, Грызлова или Миронова воспринимались бы не непосредственно как партии высокопоставленных апаратчиков, а по ассоциации с чем-то идеальным и героическим.
То есть по ассоциации с мощью, предположим, Александра Карелина, с красивой фигурой брюнетки Алины Кабаевой, с успешностью блондинки Светланы Журовой, со славой Евгения Плющенко, с сексуальной неотразимостью Сергея Жигунова, мужа «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк и т.д.
Участие медиазвезд в нынешней пиаркампании можно назвать операцией «Имиджевое прикрытие». Действительно ангажированным мегазвездам не надо агитировать за партию, за ее курс, не надо дебатировать с ее оппонентами; с них довольно, что они предоставили партии свои образы, которые она может использовать в телевизионных роликах, в видеоклипах и в уличных билбордах.
Все вместе они образуют фасад партийно-бюрократической конструкции и в какой-то степени создают привлекательный психологический навес для тех, кто отдает партии свои голоса.
Интерес партийных боссов к попсовым артистам и к известным спортсменам понятен. А что за магнит тянет в политику мастеров массовой культуры? Не перспектива же политической карьеры...
Смею предположить, что спортсмены держат в уме перспективу какого-никакого запасного аэродрома. То есть имеют в виду возможность по завершении спортивного звездного пути приземлиться на какой-нибудь почетной чиновничьей должности.
Что до поп музыкантов, то тут ларчик открывается еще проще. Для них предвыборная кампания - это золотая пора «чеса». Это многочисленные концерты с повышенными гонорарными ставками, а то и с аккордной оплатой. Это же, как внеочередной Новый год с огромным количеством корпоративных вечеринок.
Союз политики и масскульта - это взаимовыгодный бартер. Более того, взаимоудобное крышевание. Политики дают артистам благородные цели, посредством которых могут задрапировать свою вульгарную корысть, а взамен получают искомую популярность, на крыльях которой надеются долететь до Охотного ряда, который, в свою очередь, для них пуще неволи.
Есть, правда, еще рутина непосредственной агитации, то есть дебатов, дискуссий, пикировок на страницах газет, в эфире ТВ и радио. Но это уже другое ремесло. Это уже забота самих политиков. И об этом в другой раз, когда бесплатный эфир электронных СМИ будет поделен между партиями, и начнется самое... скучное. Хотя и по-своему, любопытное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции