На аукционе латиноамериканского искусства 20 ноября будет выставлена работа знаменитого мексиканского художника Руфино Тамайо, обнаруженная четыре года назад в стопке мусора на одной из улиц Нью-Йорка. По оценкам экспертов, финальная стоимость картины под названием "Три человека" может составить миллион долларов.
Полотно было похищено 20 лет назад со склада, куда его поместили на время переезда тогдашние владельцы, супружеская пара из Хьюстона. А шестнадцать лет спустя "Три персоны" обнаружила во время прогулки жительница Нью-Йорка Элизабет Гибсон. Полотно лежало в куче мусора на одной из улиц города.
По словам представителя аукционного дома "Сотбис" Аугуста Урибе, Гибсон выплатят за картину вознаграждение размером $15 тысяч и процент от продажи с аукциона. Основную же прибыль получат владельцы картины, у которых она была похищена. Более двадцати лет назад они приобрели ее за всего лишь за $55 тысяч.
Похожая судьба постигла некоторые работы Андрея Рублева - несколько его икон в 1768-1775 годах были увезены из Успенского собора во Владимире из-за обветшалости и несоответствия вкусам функционеров екатерининской эпохи и проданы. В начале XX века их обнаружили в Ивановской области.
Три иконы Звенигородского чина были обнаружены в дровяном сарае вблизи Успенского собора на Городке в Звенигороде. Ценная икона была найдена в Санкт-Петербурге, в мусорном баке в подворотне. Незадолго до этого икона на дереве "Собор Всех Святых" была похищена из Эрмитажа, но тот, в чьи руки она попала, вероятно, не оценил ее стоимости.
Многие произведения великих художников находят признание только после смерти своих создателей. Сумм, которые сейчас дают за эти картины, при жизни художникам могло быть хватить на безбедное существование.
В конце XIX века за копейки можно было купить творение Алексея Саврасова - в то время художник бедствовал и продавал свои работы перекупщикам по дешевке. Одной только картины "Грачи прилетели" художник, который сильно пил, написал несколько десятков копий.
Василий Перов, автор известной "Тройки", свои последние картины тоже продавал совсем дешево.
Картина известного голландского художника Яна Вермеера "Дама в голубом, читающая письмо" долго переходила из рук в руки - благо стоила она совсем недорого. В XIX веке за 70 фунтов стерлингов ее купил некий житель Нидерландов по фамилии Ван дер Хофф. Вермеер и живопись бросил потому, что это занятие не приносило никакого дохода. Сейчас он входит в число трех великих голландских живописцев XVII столетия.
Интересно, что в России у произведений Вермеера тоже были свои приключения. Около века назад фабрикант и коллекционер Дмитрий Щукин приобрел его картину "Аллегория веры" у знаменитого собирателя Ильи Остроухова, заплатив за нее 300 рублей. Правда, тот продал ему холст как картину Герарда Терборха. Известнейший в Москве знаток живописи убедил Щукина, что картина не представляет ценности. Владелец продал ее в Берлине, а вскоре узнал: "нестоящий" холст приобрел директор Гаагского музея Бредиус, расчистил и под фальшивой подписью Терборха обнаружил подлинную - вермееровскую.
На картины Ван Гога при его жизни вообще не находилось покупателей - сам художник смог продать всего одну картину. Даже его брату Тео Ван Гогу, который был профессиональным торговцем живописью, не удалось его "раскрутить".
Картины Гогена не брали у него даже даром моряки, которых художник, живя на Таити, просил переправить в Париж посылки. Он всегда был рад расплатиться с друзьями каким-нибудь из своих полотен, но им эти яркие картины, напоминающие порой детские рисунки, казались неумелыми забавами их хорошего приятеля.
Амадео Модильяни стал известным и дорогим художником только после смерти в нищете.
Естественно, что у многих возникает соблазн разбогатеть к старости, приобретя картину безвестного на данный момент художника. Эксперты отмечают, что это - лотерея: заранее предугадать, насколько поднимутся в цене работы современных художников, очень сложно.
Но по этой же причине картины "нераскрученных" художников представляют наибольший интерес для инвесторов. Желающим собрать коллекцию, которая будет не хуже собрания Ростроповича и Вишневской, стоит отследить динамику роста цен за последние годы.
Через год цена этих картин выросла ровно в десять раз, а сегодня произведения Фалька стоят не меньше полутора-двух миллионов. Еще несколько десятков лет назад хорошую работу Коровина или Репина можно было приобрести за 10-15 тысяч долларов. Теперь же их стоимость колеблется, в зависимости от известности картины, от 800 тысяч до трех миллионов. И это лишь единичные примеры того, как лавинообразно растет цена на русскую живопись.
Но в истории русской живописи есть множество замечательных художников, творчество которых представляет собой важную веху в развитии отечественного искусства. Они пока еще мало представлены на аукционах и начальная их цена, как правило, не превышает 15-20 тысяч евро. В качестве примеров эксперты приводят имя Георгия Якулова, друга Есенина и Айседоры Дункан. В свое время он прославился декорациями к постановкам Мейерхольда и Таирова, знаменитым портретом актрисы Алисы Коонен. Пока он редкий "гость" на аукционах, как и незаурядный художник Рудольф Френц, чей творческий метод лежал на стыке авангарда и реализма. А между тем многочисленные его работы находятся в собрании Русского музея и Третьяковки.
Любой коллекционер согласится: чем вкладывать миллионы в работы, стоимость которых складывается во многом из предпродажного пиара, лучше приобретать недорогие картины малоизвестных, но выдающихся мастеров отечественной живописи. Но рынок непредсказуем, и где в следующий раз "всплывет" Якулов, Френц или Калмыков, Кудряшов, Софронова и др. неизвестно. Однако даже беглый обзор рынка показывает: перспективные и доступные работы надо искать не на крупных аукционах. Знаменитые аукционные дома Sotheby`s и Cristie`s специализируются в основном на известных именах и отличаются высокими ценами. Похожей политики придерживаются и британские аукционы Bonham и MacDougal`s.
Но не стоит забывать, что кроме них существует множество других аукционов, занимающихся русской живописью. Такие, например, как скандинавские аукционы Uppsala и Stocholms auctionsverk, аукционные дома "Bukowski`s" в Швеции и Финляндии. Там появляются картины из частных собраний русских эмигрантов, осевших в этих странах после революции, а также картины российских владельцев. Кроме того, русскую живопись можно найти на немецком аукционе Lempertz, французском Aguttes, швейцарском Koller. Там представлены работы художников-представителей первой волны эмиграции. Особенностью всех этих торгов является низкое первоначальное предложение и практически полное отсутствие какой бы то ни было рекламы. Благодаря этому там можно купить за вполне умеренную цену картины даже дорогих художников. (Так, например, на торгах Bukowski`s в Хельсинки осенью 2006 года работа Константина Коровина парижского периода "Баржа на Сене" была оценена всего в 23-25 тысяч евро). Финальные цены на этих торгах гораздо ниже, чем стоимость аналогичных работ на Sotheby`s и Cristie`s. Этим и пользуются наиболее предприимчивые собиратели: часто бывает так, что работа, купленная недорого в Скандинавии, через некоторое время появляется на Sotheby`s, только стоит уже гораздо больше. Так произошло, например, с коровинским "Портретом женщины в красном платье" - проданный на Uppsala за 120 тысяч евро, через год он был выставлен на Sotheby`s за цену, вдвое превышающую сумму скандинавской продажи.
Естественно, что чем образованнее, чем более художественно развит человек, тем выше вероятность того, что он соберет действительно коллекцию произведений искусства, а не склад несуразных подделок. Но даже коллекционерам со стажем не следует пренебрегать советами экспертов.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников