День военного связиста
Установлен Указом Президента России Владимира Путина от 31 мая 2006 года. Ранее отмечался как День связи Вооруженных Сил России. Первые подразделения связи появились в России еще в середине XIX века, после изобретения электрического телеграфа. Первый военный походный телеграф был применен в Крымской войне 1853-1856 годов. Первая в мире военная радиочасть - «Кронштадтский искровой военный телеграф» - была сформирована в мае 1899 года. К началу первой мировой войны 1914-1918 годов в русской армии имелись подразделения связи во всех пехотных, кавалерийских и артиллерийских частях и соединениях. 20 октября 1919 года приказом Реввоенсовета Советской Республики в составе Полевого штаба было сформировано управление связи во главе с начальником связи. Служба связи выделена в специальную службу штабов, а войска связи - в самостоятельные специальные войска. Тем самым была заложена структура современных войск связи. Сегодня войска связи Вооруженных Сил РФ - сложный многофункциональный организм, включающий многочисленные узлы связи различного назначения, многие тысячи километров линий радио, радиорелейной, тропосферной, проводной и других видов связи. Войска связи включают в себя войска связи центрального подчинения, соединения, части и подразделения связи видов, родов войск, округов (флотов) и объединений. В их состав входят стационарные и полевые узлы связи, линейные части связи, узлы контроля безопасности связи, фельдъегерьско-почтовой связи, учреждения технического обеспечения, научно-исследовательские и военно-учебные заведения. Высокий профессионализм командиров, полевая выучка соединений и частей, готовность к выполнению задач личным составом - характерные черты современных войск связи. Тысячи воинов-связистов с честью выполняют свой воинский долг, принимая участие в миротворческих и контртеррористических операциях.
527 лет назад (1480) началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата; закончилось окончательным освобождением России от монголо-татарского ига
В период княжения великого князя Ивана III Васильевича практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы. Именно в период расширения и укрепления Московского государства произошло одно из главных событий - окончательное падение татаро-монгольского ига. Во время своего княжения Иван III прекратил платить дань, не ездил в орду, не оказывал почтения хану. Золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но, не получая необходимой помощи, ограничивался приграничными набегами. Так, в 1472 году Ахмат пытался наказать Ивана и с войсками прибыл к Оке. Но, встретив у Алексина и Тарусы русские полки, не решился переправиться через реку и идти на Москву. Разграбив окрестные земли, Ахмат удалился назад, в орду. В 1480 году набег был повторен. О событиях этого года сохранились летописные повествования, которые и позволяют теперь представить последний этап борьбы Руси за свою независимость. К походу на Москву Ахмата провоцировали два брата Ивана III - Андрей и Борис. Кроме того, польско-литовский король Казимир IV обещал хану Золотой орды поддержку. Ахмат планировал разорить русскую землю, как это было сделано во времена Батыя. Узнав о планах неприятеля, Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. Он отправил своего брата Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу, а сына Ивана в Серпухов. Сам великий князь прибыл в июне к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. Ахмат неторопливо двигался к границе Московского государства, ожидая подхода обещанных Казимиром IV войск. Но помощь все не появлялась. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил идти в Литовские земли и напасть на русские территории через реку Угру. Иван III, получив сведения о намерениях Ахмата, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. В сентябре Иван III вернулся из Коломны в Москву и устроил совет со своими родственниками, боярами и всеми теми, кто готовился к осаде в городе. Великий князь получил единодушный ответ: «...чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Тогда же произошло и примирение с братьями Андреем и Борисом. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременцу (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. Туда же прибыли и полки братьев, Андрея и Бориса. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан напрасно ожидал помощи от Казимира IV. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подольскую землю. Не получив обещанных войск, Ахмат пошел к Угре и, став на берегу против русских полков, предпринял попытку перейти реку. «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега...». Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска от Угры и сосредоточиться к Кременцу. Современниками этот маневр был расценен как трусость, предательство и боязнь сразиться с противником. От Кременца великий князь отошел к Боровску. Однако Ахмат не решился преследовать русские войска, а развернувшись, 11 ноября отправился назад в Золотую орду, грабя по дороге земли своего необязательного союзника. Таким образом, от реки Угры противоборствующие войска одновременно разошлись в разные стороны Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Историки по разному интерпретируют летописи и объясняют причины отступления войск Ахмата. Но главное заключается в том, что последний набег Золотой орды закончился полным провалом. Ахмату не хватило сил и энергии не только разорить Московское государство, но даже вступить в противоборство с войсками Ивана III. «Стояние на Угре» положило конец татаро-монгольскому игу и стало прологом гибели Золотой орды. В 1481 году Ахмат был убит, а в 1502 году Золотая орда пала под ударами крымских и тюменских татар.
375 лет назад (1632) родился Кристофер РЕН, английский архитектор и математик, крупнейший представитель английского классицизма
Родился в городке Ист-Нойл в Уилтшире в семье священника. Учился в школе св.Павла в Лондоне, затем в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1657 году стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже - в Оксфорде. С 1660 года - член, в 1680-1682 годах - президент Лондонского королевского общества. В 1665 году, желая пополнить знания, Рен совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса. Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св.Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666 года. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью, например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке. Их шпили вместе с башнями собора св.Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическими элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля». Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже. В 1669 году он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт. За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718 году. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 года, был похоронен в соборе св.Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Рен оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.
100 лет назад (1907) родился Михаил Николаевич ЛИВАНОВ, физиолог, академик, один из основоположников электроэнцефалографии
Михаил Ливанов родился в Казани. Окончил Казанский государственный университет в 1931 году. Заведовал лабораториями в Московском институте мозга (1933-1947), Институте патологии и терапии интоксикаций АМН СССР (1947-1949), Институте биофизики АМН СССР (1949-61). С 1961 года - в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Основные труды по изучению биоэлектрических явлений в коре больших полушарий в норме и патологии, пользе сонастройки ритмов активности разных структур мозга для обеспечения функциональной связи между ними. За счет такой связи и повышается эффективность двигательной реакции на сенсорный стимул у животных и человека. Ливанов применил методы математического анализа к биоэлектрическим колебаниям коры головного мозга. Один из основоположников электроэнцефалографии в СССР. Им показана функциональная значимость отдельных частотных компонентов электроэнцефалограммы и роль пространственного распределения их по коре больших полушарий. Теоретические исследования и методические приемы, разработанные Михаилом Ливановым, используются для диагностики заболеваний в нейропсихиатрической клинике, применяются в космической и авиационной медицине. Умер ученый в 1986 году. Лауреат Государственной премии СССР (посмертно).
80 лет назад родился Игорь Олегович ГОРБАЧЕВ, актер, народный артист СССР
Родился 20 октября 1927 года в Ленинграде. Учился на философском факультете Ленинградского университета, в самодеятельном театре которого начал сценическую деятельность. Роль Хлестакова в студенческом спектакле Театра-студии при Ленинградском университете принесла ему известность (он занял первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности), а после успешных гастролей в Москве Горбачева пригласили сыграть Хлестакова в телевизионном фильме. В 1950-м году поступил в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского (окончил его в 1959 году) и, будучи студентом, в 1952 году был приглашен в Большой драматический театр, где играл в таких спектаклях, как «Рюи Блаз», «Слуга двух господ», «Пролог». Там же он поставил свой первый спектакль «Домик на окраине» по пьесе А.Арбузова. С 1954 года Горбачев - артист Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина, в котором он дебютировал в роли Ведерникова в спектакле «Годы странствий». В 1975-1991 годах - художественный руководитель Пушкинского (Александринского) театра. Им сыграно около двухсот ролей в театре, кино, на телевидении. Наиболее значительные роли - Васька Пепел («На дне» М.Горького), Лаврецкий («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Кудряш («Гроза» А.Островского), Протасов («Дети солнца» М.Горького), Иванов («Иванов» А.Чехова), Ахов («Не все коту масленица»). Особое место среди ролей Игоря Горбачева занимали образы современников: Сент-Экзюпери («Жизнь Сент-Экзюпери» Л.Малюгина), Устименко («Дело, которому ты служишь» Ю.Германа), Лопатин («Из записок Лопатина» К.Симонова), Крымов («Пока бьется сердце» Д.Храбровицкого). 9 апреля 2002 года состоялась премьера спектакля «Годы странствий» по драме А.Арбузова, поставленного И.Горбачевым. Снимался в кино: «Ревизор», «Любовь Яровая», «Все остается людям», «2 билета на дневной сеанс», «Операция «Трест», «Укрощение огня», «Я первый тебя увидел», «Под липой» и многих других. Автор книги «Дело, которому ты служишь». Умер 19 февраля 2003 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
13 лет назад (1994) умер Сергей Федорович БОНДАРЧУК, кинорежиссер и актер, народный артист СССР
Родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. В 1937 году был актером Ейского драматического театра. В 1938 - 1941 годах учился в Ростовском театральном училище. В 1941-1942 годах служил актером в Театре Красной армии в городе Грозном. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 году окончил актерский факультет ВГИКа в Москве. Мастером его вгиковского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Как актер прославился в 1951 году, сыграв главную роль в фильме «Тарас Шевченко». В 1959 году дебютировал как режиссер фильмом «Судьба человека» по рассказу М.Шолохова, в котором сыграл главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Первого Московского международного кинофестиваля. Мировую известность Сергей Бондарчук получил после экранизации фильма «Война и мир» (1965-1967). Это был первый советский фильм, удостоенный «Оскара». После «Войны и мира» Бондарчук продолжал сниматься в кино. Сыграл Астрова в «Дяде Ване» (1970), отца Сергия в одноименном фильме (1978), кардинала Монтанелли в картине «Овод» (1980). Затем были фильмы «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), дилогия «Красные колокола» (1982), «Борис Годунов» (1986), «Случай в аэропорту» (1988). Как режиссер-постановщик снял семь фильмов, восьмой должна была стать постановка шолоховского романа «Тихий Дон». С.Бондарчук стал первой российской жертвой продюсерского кинематографа. В начале 1990-х годов Бондарчук заключил с одной итальянской фирмой контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа Шолохова. К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просил денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже вели переговоры - чуть ли не со всем миром - о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; он умер, так и не доведя до конца свой последний фильм, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. С 1987 года С.Бондарчук был руководителем творческого объединения «Время» киностудии «Мосфильм», позже - председателем правления, с 1992 года (параллельно работе в студии «Время») - художественным руководителем студии «Колокол». После смерти режиссера студии «Время» присвоено его имя. Народный артист СССР (1952), стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Профессор ВГИК (с 1974 года). Входил в состав Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры. Семейное положение: первая жена - актриса Инна Макарова, от которой у него дочь Наталья (1950, актриса и режиссер). Вторая жена - актриса Ирина Скобцева. Дочь Елена (1962, выпускница школы-студии МХАТ, актриса), сын Федор (1967, режиссер). Сергей Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.