ВАШИНГТОН, 20 окт - РИА Новости, Екатерина Александрова. В субботу, 20 октября, исполняется 60 лет со дня начала слушаний в Комиссии Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности, изучавшей влияние представителей коммунистической партии на киноиндустрию.
Так началась кампания "чистки", имевшая целью разоблачить коммунистов в Голливуде. Ее результатом стали так называемые "черные списки", включение в которые фактически означало для кинематографистов конец карьеры - владельцы студий объявили, что не будут сотрудничать ни с кем, кто имеет отношение к коммунистической идее.
В 30-е годы минувшего века в США были созданы несколько фильмов, содержавших критику американской действительности и получивших хорошие отзывы в СССР. Некоторые из них получили в 1934 году награды первого Международного кинофестиваля в Москве - в частности, картина "Вива, Вилья!" о предводителе крестьянского восстания в Мексике Панчо Вилья и "Хлеб наш насущный" - о том, как безработные объединяются в кооператив, напоминающий колхоз. В начале 30-х годов американская коммунистическая партия привлекла большое число сторонников, в том числе и молодых работников развлекательной индустрии. Из-за показательных судебных процессов 1936-38 года в СССР многие в США отвернулись от коммунистов, однако после создания советско-американского альянса во время Второй мировой войны число членов американской компартии возросло до рекордных 50 тысяч человек.
Тем не менее, вскоре после окончания войны коммунизм стал средоточием ненависти и опасений американцев. Это произошло под влиянием сообщений о массовых репрессиях в Центральной и Восточной Европе и растущего авторитета консерваторов США. Актуальным стал вопрос об использовании коммунистами кинематографа как средства пропаганды - пусть и косвенной.
В октябре 1947 года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности вызвала на свое заседание нескольких деятелей киноиндустрии с тем, чтобы выяснить вопрос об их сотрудничестве с коммунистами. Главным вопросом Комиссии к "свидетелям" был "Являетесь ли Вы - и являлись ли когда-либо - членом компартии?". В случае утвердительного ответа от опрашиваемого требовали назвать имена других знакомых ему коммунистов. Несколько человек отказались отвечать на вопросы, сославшись на Первую поправку к американской конституции, гарантирующую свободу слова и собраний. Великий немецкий драматург Бертольт Брехт сообщил Комиссии, что в партии никогда не состоял, и быстро покинул Америку.
В Голливуде киноработники создали "Комитет по защите Первой поправки к Конституции". Несколько из его членов - знаменитые режиссеры Уильям Уайлер и Дон Хьюстон, кинозвезды Хамфри Богарт и Джин Келли - поехали в Вашингтон для организации акций по поддержке коллег. Тем не менее, отказ от дачи показаний был расценен как неуважение к Конгрессу.
В свою очередь, президент американской Ассоциации кинематографистов Эрик Джонстон в октябре 1947 года сказал, что никогда не даст работы "любому, чья принадлежность к коммунистам будет установлена". Некоторые кинематографисты, включая Рональда Рейгана, возглавлявшего тогда Гильдию актеров кино, и легендарного Уолта Диснея, заявили на слушаниях, что коммунисты представляют собой серьезную угрозу для киноиндустрии.
17 ноября актерская гильдия общим голосованием приняла решение потребовать от своих членов обязательства не вступать в компартию и не иметь с ней никаких дел, а 25 ноября 1947 года руководители голливудских студий составили первый "черный список" из десяти профессионалов, отказавшихся давать показания Комиссии Конгресса. В списке фигурировали сценаристы Алва Бесси, Лестер Коул, Ринг Ларднер-младший, Джон Говард Лоусон, Альберт Мальц, Сэмуэль Орниц, Далтон Трамбо, режиссер Эдвард Дмитрык, режиссер и сценарист Герберт Биберман, а также продюсер и режиссер Эдриен Скотт.
В 1950 году "голливудская десятка" оказалась в тюрьме сроком на один год за "неуважение к Конгрессу"- вместе со своим главным оппонентом, бывшим председателем Комиссии по расследованию Парнеллом Томасом. Последний был уличен в финансовых махинациях.
22 июня 1950 года появился новый список, куда включили уже 151 человека, назвав их "красными фашистами или сочувствующими им".
Большинство людей, упомянутых в этих перечнях, лишились возможности работать в киноиндустрии, они фактически столкнулись с запретом на профессию.
Разрушить "проклятие черных списков" частично удалось лишь спустя годы - в 1960 году на экраны вышли "Спартак" Стэнли Кубрика и "Исход" Отто Премингера, снятые по сценариям Далтона Трамбо.
Многие же люди, попавшие в списки, так и не смогли больше заниматься кинематографом.
Не лучшим образом история преследования инакомыслящих в Голливуде отразилась и на судьбе некоторых из тех, кто свидетельствовал против коммунистов. Так, в конце 90-х годов Американский институт кино отказался наградить легендарного режиссера Элию Казана специальной наградой за вклад в киноискусство из-за его сотрудничества с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. В 1999 году Американская академия все же удостоила его главной кинонаграды за выдающиеся достижения в киноискусстве - премией "Оскар", однако во время вручения статуэтки 89-летнему Казану половина зала не сочла нужным аплодировать и подниматься со своих мест.
Тем не менее, спустя несколько десятилетий после голливудской "охоты на коммунистов" в Америке по-прежнему существует мнение, что сторонникам антиамериканских идей не место в Голливуде. В частности, такой точки зрения придерживается аналитик Джозеф Фара.
"Я не считаю, что люди должны идти в тюрьму за свои антиамериканские взгляды. Просто я думаю, что им не следует работать в развлекательной индустрии. Если им больше нравится в какой-то другой стране - пусть они делают свои фильмы и телешоу там" - пишет Фара в своей статье "Верните "черные списки" Голливуда".
В то же время, в интервью РИА Новости Фара подчеркнул, что меры по ограничению деятельности оппозиционно настроенных кинематографистов не должны исходить от власти и правительства:
"Единственное, что возможно сделать в нынешних условиях - работать над общественным мнением, чтобы убедить американцев, что на фильмы таких людей не нужно ходить и не стоит покупать их записи на различных носителях", - сказал он.
В качестве примера режиссеров, которые могли бы попасть в условный "черный список Голливуда" наших дней Фара назвал Майкла Мура, известного по фильмам "Фаренгейт 9/11" и "Здравоохранение" ("Sicko") и Оливера Стоуна, высказавшего намерение создать документальный фильм-биографию лидера Ирана Махмуда Ахмадинежада и снявшего ранее картину о Фиделе Кастро.
"Продюсеры, режиссеры и прочие знаменитости - пример для всего общества, поэтому так важно, чтобы они не пропагандировали идеи, дискредитирующие Америку. Однако развлекательная индустрия должна саморегулироваться. В связи с этим единственный путь - показать, что антиамериканские картины не пользуются коммерческим успехом. Не стоит ожидать, что голливудские студии и транснациональные корпорации прекратят нанимать людей, создающих такие произведения. В наше время составить собственный "черный список" могут только сами зрители, прекратив смотреть пропагандистские фильмы и телешоу", - считает Джозеф Фара.
Несколько иной точки зрения придерживается Том Доэрти, историк, автор монографии "Холодная война, прохладная среда: телевидение, маккартизм и американская культура".
"У людей есть личное право снимать критические фильмы о своей стране, а у других людей - личное право их смотреть или не смотреть. Но вмешиваться в процесс выбора я бы не стал", - сказал Доэрти в интервью РИА Новости.
В то же время, он согласился с правом других организованно выражать свое негативное мнение относительно картин, критикующих США: "Те, кто считает, что так называемые антиамериканские произведения не нужно смотреть - имеют право говорить об этом с публикой в попытке изменить общественное мнение, как это делают представители различных религиозных конфессий и общественных группировок - например, защитники прав животных. Так работает американская демократия", - сказал Доэрти.
По его мнению, возвращение "черных списков" в Голливуд в наше время невозможно ни в каком виде по нескольким причинам.
"Во-первых, большинство американцев сейчас считают свободу самовыражения неотъемлемым правом каждого. Слишком малое количество людей в США будет отрицать право делать критические фильмы о стране - в этом смысле менталитет за последние 60 лет серьезно изменился. Во-вторых, в 40-50е годы в Голливуде было всего пять основных студий, и их руководителям было нетрудно координированно лишить работы инакомыслящих. При нынешнем огромном количестве производящих компаний представить такую ситуацию трудно. Кроме того, в условиях существования Интернета помешать людям увидеть ту или иную киноработу практически невозможно - чисто технически", - считает эксперт.
Основным критерием для рекомендации к просмотру того или иного фильма Доэрти считает его художественные достоинства. "Безусловно, если картина, содержащая критику США, имеет недостатки в художественной части, - я скажу об этом на публичной лекции. Однако я не буду советовать зрителям не тратить время на просмотр только по идеологическим причинам", - подчеркнул Доэрти.
Одна из наиболее болезненных для американского общества тем - война в Ираке. В нынешнем году на экраны вышел фильм известного режиссера Брайана де Пальмы "К печати" (Redacted), рассказывающий реальную историю изнасилования 14-летней иракской девочки Абир Касем аль-Джанаби и убийства всей ее семьи (отца, матери и шестилетней сестры) американскими солдатами. Сам режиссер открыто заявил о цели своего фильма: заставить соотечественников прекратить войну в Ираке.
"Мой фильм является попыткой показать реальную ситуацию в Ираке американцам, - заявил де Пальма после пресс-показа. - Эти кадры направлены на то, чтобы остановить войну. Я надеюсь, что моя картина приведет людей в такую ярость, что они заставят свой конгресс проголосовать за вывод войск".
За этот фильм де Пальма получил "Серебряного льва" на Венецианском кинофестивале.
"Я знаю, что эта картина вызвала и критические отзывы, в ней много того, что шокирует американскую публику. Однако я по-прежнему считаю, что судить о таких произведениях нужно лишь с позиции их художественной ценности", - говорит Доэрти.
В этом году в американский прокат выходят еще два фильма, посвященные противоречивой для США теме иракской войны. В них заняты звезды Голливуда первой велиины: в картине "В долине Аллаха" Томми Ли Джонс играет ветерана, нанимающего частного детектива (Шарлиз Терон) для поисков своего сына-солдата, пропавшего в Ираке. По сюжету второго фильма - "Грейс умерла" - американец в исполнении Джона Кьюсака отправляется с дочерьми в путешествие после трагического известия о гибели в Ираке своей супруги.