Александр Смотров, обозреватель РИА Новости в Лондоне
Королевская почта Великобритании (Royal Mail) через несколько лет отметит свое 500-летие. Ровесница первого в мире кругосветного путешествия Магеллана, она столетиями являлась законодательницей "почтовой" моды во всем мире.
Именно в Великобритании впервые появилась почтовая марка с клеем на обратной стороне - "Черная пенни", а красные почтовые ящики-колонны, похожие на бочонки, стали визитной карточкой страны задолго до красной телефонной будки и красных двухэтажных автобусов.
Британия до сих пор не ставит на почтовых марках название страны, поскольку в знак признательности ее роли в развитии почтовой связи Международный почтовый союз разрешил ей ограничиться профилем монарха на марках.
Жители Соединенного Королевства по-прежнему получают и отправляют по почте не только письма и открытки, но и документы, купоны на скидки, банковские чеки и налоговые декларации. Перед Рождеством Royal Mail нанимает дополнительных сотрудников для обработки вала поздравительных открыток и подарков.
В провинции, в деревнях и небольших городах почтовые отделения выполняют роль своеобразного центра общения - в них расположены маленькие магазинчики с продуктами и товарами первой необходимости, копировальная техника, доски объявлений.
Один из крупных плюсов британской системы - предсказуемость и точность: простое отправление идет по стране не дольше пяти дней, отправленное первым классом - сутки. Это позволяет довольно точно рассчитать время, когда получатель вскроет конверт.
Даже Королевская почта не лишена пороков - по данным регулятора качества почтовых услуг Postcomm, в 2005 году она потеряла свыше 14 миллионов отправлений. Тем не менее, британцы не боятся посылать друг другу в конвертах паспорта, водительские удостоверения, дипломы о высшем образовании и прочие документы.
Самые мнительные выбирают для таких случаев услугу "специальной доставки" (special delivery). В таком случае путь конверта с корреспонденцией от почтового отделения до адресата можно даже отслеживать по интернету, где размещается даже фотокопия подписи получателя и время доставки отправления с точностью до минуты.
E-MAIL ПРОТИВ ROYAL MAIL
Как и во всем мире, распространение интернета подкосило Королевскую почту. Многие теперь предпочитают облегченную версию электронной переписки традиционной "бумажной". Кроме того, у государственной Royal Mail появились коммерческие конкуренты, которые начали перехватывать клиентов, прежде всего, в сфере бизнеса.
В сложных экономических условиях руководство Королевской почты приняло решение сократить количество почтовых отделений в стране и уволить почти 40 тысяч сотрудников.
Это стало главной причиной целой серии забастовок, которая серьезно затруднила работу Королевской почты летом и осенью этого года. Кроме того, 130 тысяч сотрудников компании были недовольны предложенным им повышением зарплаты всего на 2,5% - практически на уровне годовой инфляции.
Две октябрьские забастовки оставили британцев без почтовой связи без малого на шесть дней. На почтовых ящиках появились наклейки, извещавшие, что почтовые отправления могут идти на несколько дней дольше, поскольку выемка корреспонденции во время забастовки не проводилась.
Royal Mail была вынуждена извиняться перед клиентами за невыполнение обязательств по доставке корреспонденции. В результате руководство почты прибегло к крайней мере - добилось судебного запрета дальнейших забастовок, хотя бы на период переговоров с профсоюзом работников связи.
Условия, которые предлагает профсоюзам руководство компании, заключаются в повышении зарплаты на 9,6% в период до апреля 2009 плюс единовременные выплаты. В случае одобрения этого предложения профсоюзным руководством оно будет вынесено на голосование 130 тысяч членов профсоюза.
Тем не менее несанкционированные , или, как их называют по-английски, "дикие", забастовки почтовиков продолжают происходить в Ливерпуле и некоторых районах Лондона. Их проведение осудила не только Royal Mail, но и регулятор работы британской почтовой связи Postwatch.
По данным Лондонской торговой палаты, убытки от октябрьских забастовок достигли 300 миллионов фунтов стерлингов, включая потери самой Королевской почты и ее клиентов. Многие из опрошенных руководителей 250 столичных компаний заявили о том, что раздумывают о переходе к услугам других почтовых компаний.
КЛИЕНТЫ УХОДЯТ
Привыкшие к точности и пунктуальности британцы не соглашаются терпеть задержки в работе почты, которые приобретают все более хронический характер, и нести финансовые потери от того, что их адресаты вовремя не получают банковские чеки или заказанные товары.
Житель Глазго Дункан Смит, который занимается продажей компьютерных аксессуаров через интернет-аукцион eBay, сказал РИА Новости, что недавняя акция протеста почтовиков для его бизнеса "была довольно неприятной".
"Я очень много пользуюсь услугами почты, и у меня были клиенты, которые не знали о забастовке и жаловались на задержки с доставкой товаров", - отметил собеседник агентства. По его словам, ему приходилось несколько раз самому уточнять на почте режим работы и сроки доставки отправлений, что добавляло немало хлопот.
"Пока я не планирую пользоваться другими методами доставки, но если так будет продолжаться дальше, возможно, придется задуматься об этом", - признался Смит.
Глава регулирующей компании Postwatch Милли Банерджи признается, что ему "ужасно больно видеть, как грандиозный британский институт-символ разваливается".
"Обычные клиенты, которые не могут быть уверены в доставке своих писем, обращаются вместо этого к телефону, sms или электронной почте. Бизнес-клиенты тоже ищут альтернативные пути связи с поставщиками и потребителями. Вряд ли они вернутся к использованию почты, даже когда все споры разрешатся", - констатировал он.
НАЗАД, К ПОЧТОВЫМ ГОЛУБЯМ
Пока же почтовики бастовали, британские журналисты предложили жителям Соединенного Королевства несколько альтернативных способов доставки почты.
"Обзаведитесь почтовым голубем", - советует Би-би-си, напоминая, что эти птицы использовались в Британии для доставки почты во время войны.
"Возможно, кто-то из этих крылатых офицеров ищет новое место работы. И никакая забастовка почты не помешает этим созданиям", - шутят авторы полезных советов.
Однако шутки шутками, а курьерские службы в британской столице буквально расцвели на фоне забастовок почтовиков: если прежде курьер на мотоцикле забирал посылку или конверт в течение получаса, то теперь для отправки их приходится ждать часами. Курьерские службы начали обзаводиться автоответчиками для приема заказов, потому что у них буквально нет отбоя от клиентов.