«О-у-а!» - восторженно подпрыгнул зал и захлопал. 1 октября, возможно, стало днем, который изменит политическое будущее страны. Путин сделал радикальный ход.
«Я с благодарностью принимаю ваше предложение возглавить список «Единой России», - сказал он на съезде «Единой России». После чего мгновенно родилась следующая версия: Путин «делает» «Единой России» от 70 до 85% голосов (вчерашняя шутка - «лидеры остальных партий могут застрелиться»), а спустя несколько месяцев возглавляет правительство, к которому, собственно, и переходят основные полномочия.
Почему? Потому что он сам сказал, что стать главой кабинета - это «реалистичное предложение», но при двух условиях: «Единая Россия» должна победить на выборах в Думу, а президентом должен быть избран «порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре». Нет ни одного человека, кто бы сомневался в полной, мгновенной и всеохватывающей исполнимости этих условий.
Между этими событиями происходит еще несколько «малозначительных» вещей: после думских выборов сразу возникает кандидат на президентство. По нынешним раскладам, им становится премьер Виктор Зубков. Тут же снимаются догадки, в которых сумрачно терялась элита последнюю неделю: дескать, активность нового премьера - это новая выдумка президента, чтобы вновь всех держать в тонусе, или - действительно реальный преемник? Тогда становится очевидным, что Путин решил вести преемника по выверенному пути - от премьерства к президентству.
Выдвигает Зубкова, соответственно, «Единая Россия», тем более и Путин сказал, что партия должна стать «опорой исполнительных органов власти». В итоге, мы получаем партийного президента Зубкова, который занимается в основном тем, что «принимает верительные грамоты от послов» (тоже вчерашнее выражение, принадлежит одному из делегатов съезда), а реальная власть переходит к правительству. Фактически украинский вариант, не к ночи будет помянут братский сосед с только что завершившимися парламентскими выборами...
Таким образом, мы получаем Путина-премьера на 4 или 8 лет в зависимости от того, сколько ему захочется премьерствовать. После чего он вновь становится президентом.
До этого времени расклад таков: суровый деятельный президент Зубков при спокойном, рассудительном премьере Путине, который вне времени, сомнений и конкуренции.
«Раскрутить» Зубкова до размеров достойного кандидата - вопрос технический. Люди уже страшно рады ему (ну, во всяком случае, те, кто успел посмотреть телевизор): суровый, принципиальный, сразу заявил, с чем и против чего будет бороться: чиновников на Сахалин, выживших - с собой в поездки по глубинке. Когда вы, товарищ, в последний раз за пределы МКАД выезжали, не считая, конечно, Рублево-Успенского направления?! Пенсионерам - достойные, повышенные пенсии. Коррупционерам - смертный бой. Наконец, появился тот, кто говорит про то, что люди хотят услышать: про пенсии, про бесчувственных чиновников, про порядок.
Элита, правда, в тихой печали: то ли Воротников, то ли Андропов, только очки более стильные... Это что ж теперь, Союз образца 1983 года получим? Но элита тоже хорошо понимает: два месяца пензенских областей, сахалинов, порядка, конфет и пенсий (вкупе, конечно, со столь же интенсивным телепоказом), - и рейтинг Виктора Зубкова затмит ивановско-медведевский вместе взятый.
Не обсуждаем в данном случае человеческие, менеджерские, лидерские, профессиональные качества Виктора Зубкова. Возможно, он действительно фееричный руководитель, возможно, он - лучшее, что есть у страны. Просто мало кто имел возможность удостовериться в этом, а следовательно... Если человек, совершив фантастический карьерный пируэт, через несколько дней начинает вести себя как выдающийся партийно-хозяйственно-советский руководитель, значит, на то есть воля. То есть, конечно, вряд ли они теплыми вечерами, сидя вдвоем с президентом в Сочи или Ново-Огарево, до деталей режиссировали диалоги с членами правительства и аппарата. Очевидно, была «генеральная отмашка», а дальше опытный управленец Зубков избрал для себя ту форму общения, в которой ему наиболее комфортно. Комфортнее, судя по всему, оказалось в 1983 году... И пошел шепот по элите: «Поздний Советский Союз...»
После выступления Путина на съезде шепот усилился. Вкупе с первой, «премьерской» версией родилась вторая: Путин не станет занимать пост премьера, а возглавит, скажем, Генсовет партии «Единая Россия», которая по сути одна только в стране и останется после выборов. Тогда он будет Генсеком, и кто при этом станет президентом и тем более премьером, уже не важно. Генсек, Генсовет, «какую партию ни строй - все равно КПСС получается». Черномырдин. Анналы истории...
Есть, правда, еще одна версия, о ней робко, но все же пытались говорить даже после «октябрьских тезисов» Путина. Она проста: все слишком очевидно, чтобы быть правдой. Дескать, Зубков-президент, Путин-премьер это слишком явно. К тому же некоторые особо искушенные обратили внимание на перечень эпитетов, которыми снабдил президент своего будущего сменщика: «порядочный, дееспособный, эффективный, современный». И высказали осторожное сомнение на тему, относится ли термин «современный» к Зубкову. (Другие, правда, уверяли, что относится вполне.)
И еще один аргумент в пользу тех, кто считает, что все еще может поменяться. Изложенная конфигурация действительно уж слишком напоминает времена позднего Советского Союза.
Близок ли этот период Путину? Многие говорят, да. Хочет ли он его реинкарнировать спустя 25 лет? А вот тут мнения расходятся. Не взирая на радость в народе и тоску в элите, многие полагают, что никакого «совка» Путин не хочет. Да и среди избирателей не все так уж этого хотят. Не так уж мало людей приобрело, а не потеряло за прошедшую четверть века. Не все мечтают о партийно-государственной монолитности во всех значимых сегментах жизни. Не все счастливы от изящного государственного патронажа, который к тому же в большинстве случаев оказывается, мягко говоря, неэффективным.
И не так уж мало российских граждан не хочет ни в какую партию. Даже если ее возглавляет сам Владимир Владимирович Путин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции