Юрий Зинин, РИА Новости.
Смена главы правительства России, объявленные кадровые и структурные изменения в нем находятся в фокусе внимания обозревателей как в России, так и за рубежом. Эти перестановки предшествуют подготовке к ответственному периоду в политической жизни страны: парламентским выборам, а затем, в 2008 году, и избранию президента.
Как эти события скажутся на дальнейшей политике Москвы во внутренней и внешней сферах, в том числе и на ее ближневосточном направлении?
Накануне назначения нового премьера в России состоялся визит Владимира Путина в ОАЭ. Конечно, оба факта лишь совпадение. Однако сам визит привлек внимание тем, что замкнул кольцо поездок российского лидера в арабском регионе.
Их старт состоялся в апреле 2005 году посещением Египта и ПНА - сердцевины арабского мира и продолжился на следующий год в Северной Африке (Алжир и Марокко). В нынешнем году российский президент предпринял турне по Арабскому Машрику, побывав в Саудовской Аравии, Катаре и Иордании, и наконец, совершил короткий, но насыщенный визит в Абу-Даби.
В тот же период Москва принимала первых лиц ряда арабских государств и Палестины. Все это - свидетельство роста приоритетности этого региона в политике Кремля. Россия, отстраненная от Ближнего Востока своими внутренними заботами после перестройки, по мере восстановления экономической и прочей мощи, укрепления позиций на международной арене, вновь развернулась к нему.
Это проявляется в наращивании сотрудничества и разнообразных связей РФ с арабским миром в нынешнем геополитическом контексте. На новый уровень поднялся политический диалог по ключевым проблемам современного миропорядка и, прежде всего ближневосточной. Она висит тяжелым бременем на плечах арабов, отвлекает их от задач созидания, подстегивает гонку вооружений, подпитывает экстремистские настроения в регионе.
Оказались иллюзией мнения, распространявшиеся после окончания холодной войны, о том, что региональные конфликты, в частности на Ближнем Востоке, автоматически сойдут на нет. Мирный процесс здесь буксует, следствием чего ситуация в Палестине резко обострилась. События в Ливане таят хроническую взрывоопасность. Возник новый очаг напряженности в Ираке, где насилию не видно конца. Под вопросом - стабильность и безопасность в зоне Заливе.
Некоторые склонны объяснять это тем, что после распада СССР временное отсутствие Москвы в ближневосточном регионе нарушило сложившийся баланс сил и позволило США играть единоличную роль в ущерб коллективным действиям и усилям ООН. Это предопределяет востребованность России - наследницы СССР, как одного из активных спонсоров мирного процесса в регионе.
Москва подтверждает свой статус, позиционируя себя посредником в кризисных ситуациях и сторонником компромиссов с учетом мнения всех вовлеченных сторон. Важно, что на фоне всех перипетий в регионе она остается приверженной основополагающим резолюциям ООН как правовой и общепризнанной базы урегулирования.
Это отвечает интересам палестинцев и в целом арабов, которые настроены на полноправное участие в мирном процессах на всех его направлениях и заинтересованы в постоянной поддержке со стороны Москвы.
Тем более, что Москва отошла от прошлых идеологических догм, которые вызывали пределенные опасения со стороны ряда стран зоны Залива. Ныне они воспринимают РФ через призму ее прагматичного курса в регионе и совместимости взаимных интересов в различных областях. Это перекликается с курсом Саудовской Аравией и других стран Залива на диверсификацию их внешнеполитических, экономических и прочих связей в восточном направлении.
Существует немало областей пересечения интересов России и арабских стран. Это в частности - экспорт углеводородов. Обе стороны, как правило, не конкурируют между собой на мировых рынках. Больше того, налицо их стремление установить связи и координированно действовать на мировых рынках в целях стабильных поставок энергоносителей и сохранения справедливых цен на них.
Россия интересна как альтернативный участник освоения нефтяных и других природных богатств в арабском мире с помощью своих технологий и как выгодный рынок приложения капиталовложений. В этой сфере возможно взаимопроникновение российских и арабских инвестиций, что уже отчасти происходит. Так, российская кампания «Лукойл» участвует в масштабном проекте по разведке и разработке месторождений газа в Саудовской Аравии, а эмиратские бизнесмены вкладывают в российский рынок недвижимости.
Очень заманчиво и эффективно использовать географическое положение России как моста между Европой и Азией и стран Залива для создания международного транспортного коридора "Север-Юг".
Очевидно, что в процессах глобализации усиление экономических связей арабов по всем азимутам с Россией расширит их маневр в экономическом пространстве, оградит их от конъюнктурных колебаний на финансовых рынках, с которыми они столкнулись после событий 11 сентября в США.
В то же время установление прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке, утверждение стабильности, безопасности и спокойствия в зоне Залива однозначно отвечает национальным интересам Москвы.
Ведь силовое поле этого района, расположенного неподалеку от южных границ России, не перестает генерировать токи конфронтационности. Они не только проникают в политические, религиозные и другие круги местных стран и обществ, но и резонируют экстремистскими вызовами в разных концах мира.
Укрепление доверия с арабским регионом - родиной ислама важно для Россия и с точки зрения отпора исламскому экстремизму и его влиянию на своих граждан мусульманского вероисповедания, которые составляют значительную часть населения. Действуя совместно, Россия и арабы будет надежнее ограждены от деструктивных вызовов тех, кто спекулирует на религии.
Таким образом, визиты Владимира Путина в арабский регион показали, что курс акций российско-арабских взаимоотношений на подъеме. В них и политика и экономика идут рука об руку. Подписан каскад документов в политической сфере. Заключены соглашения, охватывающие сферу экономики, торговли, технологий, транспорта, обороны, решены проблемы долгов Сирии и Алжира. Дан «зеленый свет» реализации крупных проектов в различных сферах хозяйственной деятельности.
Очевидно, что это станет фундаментом и стимулом для отношений России с арабами в будущем. Ведь все, что сделано и еще будет сделано в эпоху Владимира Путина на этой ниве, отвечает запросам не узкой политической группировки, партии или движения, а национальным интересам России, интересам крупным экономических структур: государственных или частных.
Такое положение несомненно обеспечит преемственность и поступательное движения этих отношений и после предстоящих выборов в РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции