Рейтинг@Mail.ru
"Катынь" - историческая хроника или часть политической игры? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Катынь" - историческая хроника или часть политической игры?

Читать ria.ru в
Дзен
В варшавском Театре "Вельки" 17 сентября состоялась премьера нового фильма Анджея Вайды "Катынь". Дата выбрана не случайно: в этот день в 1939 году советские войска вошли в Польшу, вернув утраченные в результате польско-советской войны 1920 года территории. В Польше это событие именуется "ударом в спину".

В варшавском Театре "Вельки" 17 сентября состоялась премьера нового фильма Анджея Вайды "Катынь". Дата выбрана не случайно: в этот день в 1939 году советские войска вошли в Польшу, вернув утраченные в результате польско-советской войны 1920 года территории. В Польше это событие именуется "ударом в спину".

Фильм посвящен судьбам тысяч польских офицеров, расстрелянных НКВД в 1940 году по приказу Сталина в деревне Катынь Смоленской области.

В советские времена тема Катыни находилась под запретом. По официальной версии, поляки погибли от рук фашистов. Только после распада Советского Союза российский президент Борис Ельцин сказал о "преступлении, которому нет оправдания" и во время визита в Варшаву в 1993 году передал тогдашнему польскому президенту Леху Валенсе соответствующие документы.

До Вайды в польском кино никто не решался затронуть эту чрезвычайно важную и больную для всех поляков тему: в Польше хорошо помнят, как почти пять десятилетий коммунистические власти скрывали имена истинных виновников смерти тысяч польских военнопленных.

Премьера фильма Вайды, чей отец пропал без вести в советском плену, была встречена в Варшаве как событие национального значения. Все газеты опубликовали материалы о событиях в Катыни, по этому случаю телевидение выпустило ряд новых передач. Планируется, что картина будет показана вне конкурса на Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне.

Сам режиссер говорит, что его фильм - не столько историческая хроника, сколько рассказ о судьбах тех, кто был жертвой этого преступления, о судьбах их близких, для которых это было страшной трагедией - они потеряли отцов, мужей, детей.

Действие фильма происходит в основном в послевоенном Кракове. Таким образом, фильм посвящен не только самому катынскому преступлению, но и многолетней лжи коммунистических властей о том, что польских офицеров расстреляли фашисты.

В интервью московской газете "Известия" Вайда сказал, что он не вкладывал в фильм никакого антироссийского смысла: "Одно дело - тоталитарный режим, а другое - народ, который сам понес миллионные потери в результате репрессий".

При этом фильм Вайды в Польше сопровождают такие аннотации: "Эта история о польских офицерах, убитых во время второй мировой войны НКВД. Это изображение трагедии не знавших о преступлении женщин, которые ждали своих мужей, отцов, сыновей и братьев. Это бескомпромиссное разоблачение лжи, которая должна была заставить поляков забыть о своих героях. Фильм о неутомимой борьбе за память и правду, благодаря которой мы можем жить сейчас в свободной Польше". В рекламных роликах фильма советские солдаты разрывают польский государственный флаг, мелькают тревожные, взволнованные лица женщин и показывают свежевырытые могилы в смоленском лесу. Фильм активно обсуждается: на польских Интернет-форумах высказывают мнение, что этот фильм нужно показывать не в Польше, а в России. Причем нужно сделать просмотр обязательным: "чтобы россияне знали свою настоящую историю".

Все обратили внимание на дату выхода фильма. В ходе телемоста "Москва - Варшава", который прошел в РИА "Новости" накануне выхода фильма на широкий экран, назначенного на 21 сентября, российские журналисты отметили, что журналистам фильм показали в день 68-й годовщины со дня вступления советских войск в Польшу через две недели после нападения немцев, с которого началась вторая мировая война.

Заместитель редактора газеты "Не" Анджей Роженек также напомнил, что через месяц - 21 октября - в Польше пройдут досрочные выборы парламента. Он выразил сожаление, что память о погибших польских офицерах стала частью политической игры наших политиков. По словам Роженека, все польские школы "насильно загоняют смотреть "Катынь".

Журналист и телеведущий Дмитрий Быков отметил: "Мне становится обидно, когда Катынь представляется едва ли не единственным в истории второй мировой войны поступком Советского Союза в отношении Польши. Было ведь и освобождение Кракова, и спасение Варшавы".

Даже сторонник Вайды, главный редактор газеты "Трибуна" Марек Бараньский, был вынужден признать: "Это медиасобытие, которое было использовано в избирательной кампании. Единственное, в чем можно упрекнуть Вайду, он позволил использовать свой фильм в определенный период".

Примером такого использования служит визит польского президента Леха Качиньского в Катынь 17 сентября вместе с правительственной делегацией и артистами, сыгравшими главные роли в фильме Вайды. Нет сомнений, что это один из предвыборных ходов перед выборами в парламент. В катынском лесу польский президент заявил, что расстрел польских офицеров - это акт геноцида. При этом заверил, что считает, что современная Россия не может отвечать за преступления СССР, и добавил, что в польских интересах - хорошие отношения с Россией".

Как только известие о визите польского президента в Катынь появилось в Интернете, пользователи Всемирной паутины отметили, что речь идет о предвыборном пиаре.

Вот характерный отклик: "Брат моего деда погиб в Катыни. Но я не согласен с тем, что свою предвыборную кампанию "ПиС" (партия власти "Право и справедливость") должен проводить в Катыни. Это скандал. Никакой совести - лишь бы выиграть выборы. Почему именно в этом году надо отдавать почести, чем прошлый год был хуже?"

Многие эксперты констатируют, что сегодня история ещё больше, чем ожидалось 10-15 лет назад, находится под влиянием образов, стереотипов и предрассудков.

В частности, мифологизация, политизация и исторические аналогии в отношениях между немцами, русскими и поляками переживают в начале нынешнего столетия своё возрождение. Возникла "романтично-националистическая" мания и образ Польши, как находящейся в изоляции в Европе и мире, сражающейся с подстерегающими её мнимыми врагами. Такая "чёрно-белая" картина поставила под серьёзную угрозу возможность найти какой-либо "модус вивенди" с современной Россией. Польская культура воспоминаний определяется в настоящее время различными традициями. Доминирующей оказывается поддерживаемое антикоммунистической версией истории стремление представить историю Польши как историю борьбы за свободу, героического сопротивления иноземному владычеству (прежде всего, русскому и немецкому).

Следует отметить также тревожную тенденцию, наметившуюся в западной исторической науке: если раньше объектом нападок советологов становилась советская система, но не Россия или, тем более, русский народ как таковые, то после распада Советского Союза в англоязычной исторической литературе четко обозначился фактический переход к переписыванию всей российской истории.

Этому способствовал, в частности, и такой субъективный фактор, как стремление западных политических элит следовать т.н. "программе Бжезинского". Ее главная идея состоит во всемерном углублении раскола между Россией, Украиной и Белоруссией с целью недопущения возрождения союзного государства на территории бывшего СССР. В этих целях уже саму Россию западным историкам (получившим соответствующие гранты) нужно было представить в виде государства-изгоя, "империи зла", оккупанта и т.п. - и не в отдельных эпизодах, а на всем протяжении своей истории.

Особо следует сказать об усиливающихся в англоязычной литературе тенденциях ревизии хода и итогов второй мировой войны. Они влияют и на современную политику. Например, советник президента США по национальной безопасности Стивен Хадли призвал Россию денонсировать советско-германский пакт 1939 года, известный как "пакт Молотова-Риббентропа".

На брифинге в Вашингтоне он напомнил, что в 1989 году Советский Союз денонсировал этот пакт. "Очевидно, было бы уместным, чтобы Россия, произошедшая из Советского Союза, сделала бы то же самое", - сказал Хадли.

Между тем Владимир Путин призвал правильно интерпретировать исторические события и не принижать значения победы Советского Союза над нацизмом. Говоря о заключенном 1939 году пакте Молотова-Риббентропа, который трактуется как сговор СССР и Германии, приведший к аннексии Прибалтики, Путин напомнил, что ему предшествовали соглашения 1938 года между лидерами Германии, Италии, Великобритании и Франции, известные как "мюнхенский сговор". Путин отметил, что в результате "мюнхенского сговора" на растерзание нацистской Германии была отдана Чехословакия и западные партнеры как бы показали Гитлеру, куда надо идти для того, чтобы реализовать его растущие амбиции - на Восток". "С целью обеспечения своих интересов и своей безопасности на западных рубежах Советский Союз пошел на подписание этого пакта Молотова-Риббентропа с Германией", - подчеркнул президент РФ.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала