МОСКВА, 26 сен - РИА Новости. Несмотря на некоторые улучшения в плане кредитования Россия за последний год сместилась на более низкие позиции рейтинга по созданию в стране благоприятных условий ведения бизнеса, констатируют эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC, входит в группу ВБ).
"Россия в общем рейтинге по благоприятности делового законодательства за прошедший год сместилась с 96 на 106 место из 178 стран, участвовавших в исследовании", - говорится в пресс-релизе по презентации ежегодного доклада по ведению бизнеса в различных странах (Doing Business 2008).
Как отмечается, это изменение частично обусловлено тем, что в этом году в исследовании приняло участие на три страны больше, чем в прошлогоднем исследовании, в том числе Люксембург и Бруней, страны с благоприятным деловым законодательством. Кроме того, указывают эксперты, в этом году немного изменилась методология исследования, в частности, в оценке трудового законодательства и лицензирования.
"Однако снижение рейтинга было обусловлено и замедлением реформ в России по сравнению с другими странами, в том числе с крупными развивающимися рынками", - также говорится в пресс-релизе ВБ.
За прошедший год, как констатируют эксперты, Россия провела реформы по двум из индикаторов, рассматриваемых в исследовании Doing Business - получение кредита и лицензирование.
"Начало работы кредитных бюро в России оказало положительный эффект на место страны в общем рейтинге, но изменения в регулировании лицензирования дали обратный эффект", - говорится в пресс-релизе.
Что касается позитивного фактора, отмечается, что в начале 2007 года в России было принято несколько нормативных актов в развитие законодательства о кредитных бюро, принятого в 2004 году.
Как отмечается, первое российское бюро кредитной информации было создано в 2006 году, а в июле 2007 года его информационная база была расширена до шести миллионов человек. До этого банки не имели централизованной базы данных для проверки кредитоспособности клиентов. Теперь они могут обратиться в новое бюро кредитной информации и получить данные как на физическое лицо, так и на
компанию, причем как позитивную, так и негативную информацию (например, платежную историю и данные о просроченных платежах).
В результате, по данным ВБ, число банков, предоставляющих информацию в кредитные бюро, выросло в десятки раз: в начале января 2007 года таких банков было 50, а в конце августа текущего года - 930.
Это позволило России подняться по одному из индикаторов, используемых ВБ при проведении рейтинга легкости условий ведения бизнеса, по индикатору доступа к кредитам со 159 места на 84-е место.
Вместе с тем на общем рейтинге сказались не слишком, прямо скажем, высокие результаты подсчета индикатора в части лицензирования компаний. В целом российское законодательство благодаря проведенным реформам за последний год позволило снизить число процедур для получения разрешения на строительство с 56 до 54 и время с 739 до 704 дней.
Но положительный эффект этой реформы был полностью перечеркнут реформой на уровне муниципального законодательства города Москвы, отмечают эксперты. Методология исследования экспертов ВБ и IFC рассматривает ситуацию в крупнейшем деловом городе страны. В России это Москва, которая установила одни из самых высоких цен на подключение к коммунальным и электрическим сетям.
В результате страна оказалась по этому индикатору на 177 месте из 178, обойдя лишь Эритрею, констатируют в ВБ.
Как свидетельствуют данные самого доклада, по другим индикаторам ситуация промежуточная. Так, по показателю легкости регистрации нового бизнеса РФ в настоящий момент занимает 50-е место (в прошлогоднем докладе - 33 место).
В соответствии с докладом в РФ достаточно хорошо обстоят дела с принудительным исполнением условий договоров (19-е место против 25-го по этому показателю в прошлогоднем докладе) и регистрацией прав на имущество (45-е место против 44-го в прошлогоднем докладе).
Защита прав инвестора в РФ за последний год ухудшилась, сместив нашу страну с 60-го места на 83-е место. По налоговой нагрузке и уплате налогов Россия и вовсе сразу опустилась в текущем докладе на 130 место с 98-го в прошлом.
"Кроме получения лицензий, исследование показало еще одну область, регулирование которой в России требует реформирования. Это регулирование импортно-экспортных операций (155-е место в текущем докладе - прим.ред.)", - говорится в пресс-релизе.
В качестве примера приводится сравнение с Китаем: получение разрешения на отправку одного стандартного контейнера груза из Москвы в 6,5 раза дороже и требует в два раза больше времени, чем отправка такого же контейнера в тот же пункт назначения из Шанхая.
Вообще если сравнивать Россию с другими странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то в этом году Китай обогнал Россию в общем рейтинге, поднявшись на 83 позиции, отмечается в пресс-релизе.
"Причем Китай попадает в десятку наиболее активных стран-реформаторов второй год подряд. Индия, хотя и находится в этом году на 120 месте, начала активно проводить реформы, и если этот курс не изменится, страна быстро преодолеет разделяющие ее с Россией 14 позиций", - отмечается в пресс-релизе. Что же касается Бразилии, она находится на 122 месте и за прошедший год не провела ни одной значимой реформы в области делового законодательства, констатируют международные эксперты.
Лидерами (в порядке усложнения условий ведения бизнеса) в текущем рейтинге стали: Сингапур, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Гонконг (Китай), Дания, Соединенное Королевство, Канада, Ирландия, Австралия, Исландия, Норвегия, Япония, Финляндия, Швеция, Таиланд, Швейцария, Эстония, Грузия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Латвия, Саудовская Аравия, Малайзия и Австрия.
В исследовании Doing Business 2008 приводится рейтинг 178 государств в соответствии с показателем улучшения условий ведения бизнеса, учитывающим данные в 10 областях регулирования предпринимательской деятельности. Вот уже второй год первое место в совокупном рейтинге 178 стран занимает Сингапур.
При составлении рейтинга учитываются время и стоимость выполнения требований государства по оформлению нового предприятия, его деятельности, ведению внешнеторговых операций, налогообложению и закрытию предприятия. При этом не учитываются такие факторы, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, колебания валюты, мнения инвесторов и уровень преступности.