Рейтинг@Mail.ru
Антология преемничества: от Ивана III до Владимира Путина. Часть I - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антология преемничества: от Ивана III до Владимира Путина. Часть I

Читать ria.ru в
Дзен
После смены правительства, откровенного нежелания нового премьера (вслед за президентом) связывать себя партийными узами с «Единой Россией» и высказанного Владимиром Путиным скепсиса в отношении «суверенной демократии», которую многие считали едва ли не национальной идеей, загадка преемника и будущего России усложнилась. Прежние прогнозы в одночасье рухнули, а новых и, уж тем более, убедительных гипотез, пока нет. Аналитики, обглодав последние косточки биографии Виктора Зубкова, начали рыскать по кругу. Дополнительная пища для ума - новый состав правительства, однако, и этого хватит не надолго. След потерян. А раз так, самое время вернуться назад. Нередко подсказки содержит не свежий выпуск новостей, а, наоборот, история...

 

Блог автора

Часть I.

После смены правительства, откровенного нежелания нового премьера (вслед за президентом) связывать себя партийными узами с «Единой Россией»  и высказанного Владимиром Путиным скепсиса в отношении «суверенной демократии», которую многие считали едва ли не национальной идеей,  загадка преемника и будущего России усложнилась. Прежние прогнозы в одночасье рухнули, а новых и, уж тем более, убедительных гипотез, пока нет. Аналитики, обглодав последние косточки биографии Виктора Зубкова, начали рыскать по кругу. Дополнительная пища для ума - новый состав правительства, однако, и этого хватит не надолго. След потерян. А раз так, самое время вернуться назад.

Нередко подсказки содержит не свежий выпуск новостей, а, наоборот, история.  Популярные во времена Ельцина словечки  «царь Борис» или  «семибанкирщина» (по ассоциации с «семибоярщиной»)  возникли в людской памяти не случайно, как не случайными были и сами феномены - самодержавное самодурство первого президента демократической России и боярская уверенность «олигархов от демократии», что главу государства должны выбирать именно они, а не народ. Все это и есть исторические гены. Можно, естественно, найти параллели с прошлым и в нынешнем президентстве. Так что, знать историю и, в частности, отечественную историю преемничества небесполезно. Потому и предлагаю покопаться в забытых фолиантах.

Точка отсчета здесь, конечно, условна. Можно вспомнить, например, о своеобразной системе преемственности, установившейся на Русской земле в XI веке после смерти великого князя Ярослава. Политическое завещание Ярослава остальным Рюриковичам предусматривало, что власть между князьями передается не от отца к сыну, а по старшинству: от старшего брата к среднему, затем к младшему. Только потом власть могла перейти в руки сына старшего брата. Каждому из стоявших на этой иерархической лестнице предназначался свой определенный удел, от более доходных мест к менее доходным.

После смерти кого-то из князей очередь передвигалась. Если на этой иерархической лестнице умирал номер первый, то пожитки укладывали буквально все. Номер второй становился номером первым и соответственно переезжал из удела номер два в удел номер один. За ним садился на коня номер третий  и т.д.

С точки зрения современного менеджмента порядок был, конечно, не безупречен. Выдерживать эту «правительственную чехарду», было непросто. Менялся ведь не только лидер, но и весь управленческий аппарат, который, как и обычно, долго и не без скандалов входил в курс местных дел. К тому же всегда хватало и честолюбцев, желающих перескочить сразу через несколько ступеней, из-за чего наша древняя история и полна рассказов о жестоких междоусобицах.

Ближе всех к современным понятиям о преемничестве стоит великий князь Иван III. Во времена его правления Москва уже окрепла, подмяв под себя почти все остальные уделы, и освободилась от татарского давления.  Наконец, именно Иван первым в нашей истории стал величать себя  «государем всея Руси».

Изменились и внешние обстоятельства. Незадолго перед тем, в 1453 году пал Константинополь. Ошеломленная Русь вдруг осознала, что оказалась по сути последним бастионом православия в мире. Брак Ивана с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог легализовал то, что уже произошло de facto: утвердил за Москвой роль защитницы «истинного христианства». 

В начале XVI века придворными политтехнологами создается новая родословная русских князей, ведущая свое начало прямо от римского императора. Это потомкам Ивана III приходилось думать лишь о своих преемниках, а ему самому требовалось решить сразу две задачи:  подумать не только о будущем, но и о прошлом. Иначе говоря, прежде всего Иван III должен был решить, чьим преемником является он сам.

Политтехнологи - древнейшая профессия. Они, в частности, и занимались разработкой новой  официальной  родословной для Рюриковичей.  Доктрина звучала примерно так: когда император  Август стал изнемогать от непосильной ноши огромной власти, он разделил всю свою «вселенную» между братьями. Одного из братьев - Пруса он посадил править на берегах рек Вислы  и Немана. Именно поэтому вся эта земля и стала называться Прусской.  Так вот от Пруса, утверждала новоявленная легенда, четырнадцатое колено и есть великий государь Рюрик, положивший в свою очередь начало царской династии на Руси.

На ход мысли  тогдашних политтехнологов стоит обратить внимание. При всем уважении к Византии, Москва и Иван III  сочли необходимым связать себя пуповиной с Августом, то есть с Западом. Думается, что причина этого кроется не только в желании добавить несколько веков к родословной или украсить мантию хотя бы по краю престижным императорским позументом. Можно было сколько угодно рассуждать о превосходстве православия над католицизмом, но при этом отдавать себе отчет в том, что Запад во многом ушел вперед по сравнению с  Русью.  Не способная пока еще перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом.

Кстати, Софья привезла с собой в Москву не только двуглавого орла. Вслед за ней из Рима, где она до замужества жила,  прибыли мастера, во многом изменившие лицо Кремля: иностранцы построили знаменитый Успенский собор и Грановитую палату, современный по тем временам каменный дворец заменил старые деревянные русские хоромы. Так что, и внешний облик политического центра Руси власть поручила менять не византийцам, а представителям западной культуры - итальянцам.

  Византийские греки, сопровождавшие Софью, занялись тем, чем владели лучше всего, то есть дворцовым этикетом и интригами. Вторым Царьградом Москва не стала, но некоторые византийские привычки, особенно склонность к придворной интриге, русская элита усвоила крепко. Византийский менталитет как бы прилагался к двуглавому орлу. В нагрузку. Упоминаю об этом, понятно, не случайно. В вопросе о преемниках интрига и интриганы  всегда играли важную роль.

Выбор наследника оказался для Ивана III сложнейшим. В ту пору в единый клубок сомнений и противоречий сплелись как минимум три нити, три проблемы.

Во-первых, само собой,  это родственные связи. Брак с Софьей Палеолог был для Ивана вторым. От первого брака у него уже был сын. Умер он рано, зато успел оставить отцу внука - Дмитрия. От брака с Софьей родился Василий. Так что, наследника предстояло выбирать между Дмитрием и Василием. Борьба между двумя этими кланами-партиями велась жесточайшая, одна интрига здесь буквально наслаивалась на другую.

Во-вторых, вопрос о преемнике Ивану III приходилось решать на фоне  противостояния со старыми великокняжескими традициями. Они, правда, уже ослабли в силу того, что еще предки Ивана III целенаправленно вели дело к укреплению в стране единовластия. Еще Дмитрий Донской  оставил старшему из пяти сыновей треть всего своего имущества, возвысив тем самым его над остальными. В свою очередь отец Ивана III - Василий Темный оставил старшему сыну уже половину имущества. Так постепенно зарождалось на Руси самодержавие. Тем не менее, былые традиции все еще жили, поэтому Ивану III, решая вопрос о преемнике, приходилось подавлять сопротивление сторонников старины и настаивать на том, что ему наследует не просто кто-то из Рюриковичей, а именно его потомок. Своей цели он добивался любыми средствами, поэтому и стал первым в нашей истории Иваном Грозным, о чем большинство наших сограждан давно забыло. Кстати, оба к тому же еще и Иваны Васильевичи.

В-третьих, Ивану III следовало определиться, кто из двух кандидатов лучше подходит на роль преемника с политической точки зрения. Это было крайне важно. То, что происходило на Руси в ту пору, современным языком можно назвать революционной реформой. Кто из двух кандидатов в преемники сможет успешнее подавить сопротивление неподвластных еще Москве уделов и укрепить в государстве самодержавие?  Кто лучше продолжит внешнеполитический курс окрепшей Москвы?

Не удивительно, что Иван III колебался. Сначала преемником был назначен внук Дмитрий, а затем сын Софьи Палеолог - Василий.  Замечу, что торжественное церковное венчание преемником Дмитрия было равносильно по тогдашним меркам изданию основного закона. И все же Иван III, «издав закон» тут же его сам и нарушил. Будущие первые лица России почему-то решили, что это не исключение, а и есть само правило.

То, что чаша весов склонилась, в конце концов,  в сторону Василия, объясняется тем, что главным аргументом при выборе преемника стал все-таки аргумент политический.  А в те времена кровь Палеологов, что текла в жилах Василия, и являлась важнейшим политическим фактором. С этой кровью легче было, и авторитет Руси поднять, и интересы православия отстаивать, и царский титул легализовать. В своем завещании Иван III позиции преемника максимально укрепил. Умирая в 1505 году, он не только оставил преемнику более 3/4 всех русских городов (оставшееся получили остальные четыре сына), но и завещал лишь Василию право чеканить монету и сноситься с иностранными государями. Таким образом, Василий стал реальным политическим преемником, а остальные сыновья лишь привилегированными землевладельцами.

Именно при Василии завершилось объединение великорусской народности, а московский князь получил значение национального государя. Да и внешняя политика Руси стала еще тверже отстаивать общегосударственные интересы. В конце концов, преемник  добился и легализации царского титула. В договоре 1514 года с императором «Священной Римской империи» Максимилианом I сын Ивана III и Софьи Палеолог - Василий был назван уже русским царем. Правда, это была лишь простая констатация факта. Русь стала самодержавной, а государь получил в свои руки власть, о которой не мог и мечтать ни один из западных королей.

Безоговорочно считать это успехом я бы не стал. Именно Иван III заложил в историю отечественного преемничества традицию, которая в устах тогдашнего первого лица государства дословно звучала так: «Кому хочу, тому и дам княжение». Иногда выбор первого лица оказывался удачным, но не столь уж и редко приносил России немало горя.

Как точно заметил Василий Ключевский: «Преемникам Ивана III дан был пример, которому они следовали с печальным постоянством - одной рукой созидать, а другой разрушать свое создание». 

Продолжение следует...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала